аааааааааааааааааааа Советский союз:а греки и другие

ааааааааааааааааааааааааааааа АНАЛИЗ ИСТОРИИ

 

A. Франгуланди

 

Сухум, 1991-2000

 

аа

ПРЕДИСЛОВИЕ. История и историки.

 

аа Древний грек начала бы свое повествование примерно так:

ааааа лЯ, понтийский грек из Диоскуриады начинаю этот рассказ о судьбаха греков Понта Эвксинского и окружающих их народов, чтобы не изгладилась из памяти людской правда как о хороших, так и плохих их деяниях в назидание потомкам╗.

ааааа Конечно, сейчас такое вступление звучит, как анахронизм. Но если хорошо подумать, то можно обнаружить, что каждое слово здесь наполненоа символикой, расшифровка которой указывает и цель, и мотивы, и способ изложения и даже нравственные критерии отбора материала. Более того, можно проанализировать, опираясь на наше знание истории прошедших эпох, насколько действенными и полезными оказались эти установки древнегреческих историков.

ааааа Что можно сказать о правдивости историков? Пожалуй, только лотцы╗ истории - Геродот, Ксенофонт, Фукидид, Полибий, Плиний, Цезарь и некоторые другие являются образцами правдолюбия. Дальнейшие времена обнаруживают почему-то постепенное снижение этого ценного качества, хотя заверений в правдолюбии становиться существенно больше.

аааааа Даже те, ктоа изобретал заведомую ложь, не забывал предупредить читателя о своей совершенной искренности. Двадцатый век дал тому такое значительное число примеров, что у меня родилась мысль, не убывает ли правдивость людей эволюционно, по мере развития общества. И вот вам доказательство: если человек произошел, так сказать, от обезьяны, то в исходном состоянии он лгать не умел, как не умеют этого делать животные. Как и всякая приспособительная реакция, умение лгать должно было в процессе эволюции человека развиваться и вширь, и вглубь (т.е. и количественно, и качественно). Из этого следует, что в древности лгали меньше, чем сейчас, и менее изобретательно. Не знаю, понравится ли читателю такое доказательство, но я встречал немало людей, которые искренне считали правдивость признаком примитивности. Вышеизложенное доказательство обосновывает их правоту, но мне кажется, что без доли атавизма в этом случае человечеству не обойтись.

аааа Следующий символ, над которым стоит задуматься - желание, чтобыа лправда не изгладилась из памяти людской в назидание потомкам╗. Для древних греков эта установка была производной веры в то, что правда помогает людям избегать ошибки, совершенные предшественниками, и делает их умнее и справедливее в выборе пути. Но они были первыми, поставившими такую цель, и потому не успели убедиться на практике в абсолютной бесполезности в этом смысле своих трудов. Последующая история лтворилась╗ без малейшего намека на использование нравственного опыта, заключенного в их листориях╗, раздираемая самыми низменными побуждениями всех ее лтворцов╗, начиная с рабов и кончая императорами. И, слава богу, что "отцы истории" не видели, как их лИстории╗ стали основанием для претензий на власть одних людей и народов над другими; как их лИстории╗ искажались, чтобы обосновать собственную выгоду; как лИсторию╗ стали выдумывать, возвеличивая одних и унижая других, как лИсторию╗ стали использовать для искажения и торможения истории.

аааааа Когда я слышу глубокомысленные рассуждения о том, что листория все поставит на свои места╗, я задумываюсь, а способна ли она это сделать? Если, например, тысячу лет назад был создан документ, основанный на лжи, то всегда ли можно восстановить истину? Ведь других источников может и не быть. И потом, всегда ли хотят люди, или лучше сказать, всегда ли выгодно людям, племенам, народам, партиям восстанавливать правду, когда история нынешняя и будущая зависит в определенном смысле от оценки событий предшествующего времени. К сожалению, мне (и еще многим миллионама сограждан СССР) выпала уникальная возможность видеть и саму историю, и историотворчество, и творение истории в стране, где за какие-то 70 лет произошло столько изменений, сколько не происходит в обычном случае за 1000 лет. Сейчас, когда я пишу эти строки (1990-1991 гг.), идет перестройка всех сфер жизни этого государства. Многие верят, что выяснение правды дело времени. Но мы можем воочию наблюдать, как листория ставит все на свои места╗, и многие сомневаются, окажется ли это ей под силу, даже если перестройка закончится благополучно. По-видимому, останется очень много лжи, и мелкой человеческой и крупной государственной, которую по каким-то причинам нежелательно изобличать (а ведь к тому же есть информация, которая просто забылась или была уничтожена).

ааааа В связи с поисками правды возникает основополагающий вопрос: о какой правде идет речь? Ведь не секрет, что в гуманитарных областях знаний истина существенно субъективна. Причем субъектом здесь выступает обычно не индивидуум, а группа людей, объединенных общими интересами, т.е. партия, в широком смысле этого слова. Может быть, истина, действительно, партийна, как утверждают последователи Маркса, и заслугой ученого должно быть умение диалектически обосновать то, что соответствует интересам той или иной группе, партии? Следуя такому взгляду на вещи, следует заключить, что должно существовать множество историй одних и тех же событий. Но не только интуиция сопротивляется такой постановке вопроса: из этого следует невозможность и просто бессмысленность истории кака науки (как и всякой другой). Поэтому, будем все-таки считать, что история человечества должна быть одна иа базисом ее должны быть независимые источники, а оценка событий должна опираться на общечеловеческие ценности.

аааааа Как следует из лдекларации╗, которой я хотел бы следовать, не толькоа греки являются объектом (или субъектом) моего повествования, но и племена, народы, соприкоснувшиеся с ними и оставившие свой след в их судьбе, а также, несомненно, в их культуре, характере, антропологическом облике. Дело не только в том, что невозможна или совершенно стерилизована та история, которая ограничена рамками одного народа. В этом смысле историку волей-неволей приходится упоминать многие народы. Но мне хотелось бы сделать это несколько подробнее, чем обычно, ибо я - сторонник, так сказать, гибридного, смешанного происхождения культур и народов. В высшей мере это касается греков, испытавших смешение даже на самой начальной стадии своего становления - в момент формирования этноса на территории Древней Греции. И тем более интересным становится в этом случае вопрос: какие черты характера, культуры, антропологического типа восприняты греками на их долгом историческом пути.

аааааа Принадлежность к сравнительно малочисленной группе граждан нашего государства (СССР), испытавшей на себе все, без исключения, изгибы (и перегибы) истории этого государства, позволяет увидеть и показать на живых конкретных примерах последовательный исторический ход событий ХХ века. В этом одна из причин, почему именно советские греки стали героями моей истории. Волею случая они оказались свидетелями явлений, о которых, пожалуй, до сих пор не подозревают современные историки: они были свидетелями и наблюдателями того образа жизни, той морали, тех процессов, которые породили таких руководителей нашего государства, как Сталин и Берия, которыеа наложили серьезный отпечаток на все его здание. Без понимания среды, на которой взросли эти руководители, вряд ли можно расставить все точки над i. Мне лично пришлось наблюдать (и испытать) только часть истории этого государства. Она началась лет за 30 до моего рождения и продолжается при мне вот уже более 40 лет. Но, к счастью, еще живы многие представители старшего поколения, которые присутствовали и в начале событий. От них я узнавал подробности, которые не могли быть отмечены ни в каких печатных источниках.

ааааааа Еще одну цель преследовал я, сев писать эту книгу. При чтении истории прежних времен - и геродотовского, и более близкого периода, невольно возникает вопрос: а так ли это было на самом деле? Собирая материал историк волей-неволей передает события в уже сложившейся трактовке Всегда ли она верна? Особенно много таких вопросов возникает при сравнении описанных событий с теми, которые имеешь возможность наблюдать. В книжной истории все обычно выглядит намного последовательней, чем то замечаешь в реальной жизни. Например, не уподобляются ли историки тем ассирийским и персидским хронистами, которые все стороныа существования людей ставили в заслугу царям? Не руководствуются ли они заранее изготовленными шаблонами? Как в таком случае можно приблизиться к истине?

аааааа Археологи в своей области истории придумали прием, называемый вещественным моделированием. Например, они моделируют изготовление каменных рубил первобытного человека в тех же примерно условиях, в каких жил этот человек и проверяют свои гипотезы относительно их изготовления и употребления.

аааааа Ва анализе исторических событий я предлагаю пользоваться другим способом проверки истинности: методом социально-психологического моделирования. Для этого постулируем, что ва сходных социально-психологических условиях люди ведут себя одинаково, независимо от эпохи. В этом случае появляется возможность, сопоставляя древние события, о которых сохранилось мало социально-психологических подробностей, са подобным же событием новейшей истории, выяснить недостающие звенья. Например, известно, что ассирийские, а затем персидские цари, власть которых в древности распространялась на Малую Азию и Закавказье, неоднократно переселяли с места на место целые народы. Нам плохо известно, как происходил процесс переселения, что чувствовали переселяемые, какая ситуация складывалась на новом месте, как к ним относились местные жители, как происходила ассимиляция и т.д. Но вот о переселении черноморских греков Советского Союза, а также чеченцев, месхетинских турок, крымских татар, поволжских немцев и других народов нашего государства известно теперь много подробностей. Мне кажется, эти события могут моделировать с поправкой на эпоху события тысячелетней давности .

ааааа Захват власти, расправы с соперниками, способы подготовки этих процессов и многих других, которые происходили, скажем, при двореа Дариев, Цезарей или Людовиков, все это было промоделировано новейшей историей многократно, и даст, мне кажется, солидный материал для восстановления социально-психологических подробностей прошедших событий.

ааааа В остальном символика первого абзаца скорее забавна, чем поучительна. Я - действительно,а понтийский грек из города Диоскуриады - города, который трижды или четырежды за прошедшие 2,5 тысячелетия со дня его основания греками из Милета меняла свое название и теперь именуется Сухум(и). В этих изменениях названия - тоже лИстория╗, и она будет присутствовать в моем повествовании, поскольку касается и меня, и понтийских греков, и всех живущих рядом с ними людей.

аааа Остается добавить, что предлагаемая история предназначена для широкого круга читателей. По принципу формирования она, практически, является сводкой большинства доступных мнеа на данный момент сведений - письменных и устных - представленных в порядке, определяемом мировоззрениема автора. Надеюсь также, что книга будет небесполезна и для профессиональных ученых.

аааа При первом чтении могут быть опущены главыа 1 и 2 раздела 1, а также главы 2, 3 и 4 раздела 4, содержащие общеисторические сведения. Еще лучше, если читатель пролистает книгу и выберет именно то, что его интересует.

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Часть 1. Дорога длиной в 2,5 тысячи лет

 

Предисловие. История и историки.

 

Введение. Знакомство с черноморскими греками и их соседями.

 

Раздел 1. Опыт этнической предыстории черноморских греков.

Глава 1. лСотворение греков╗

Глава 2. Компоненты греческого этноса

ааааааааааа 1. Европейский компонент

ааааааааааа 2. Малоазийский компонент

ааааааааааа 3. Афроазийский компонент

Глава 3. Заселение греками побережья Понта Эвксинского

Раздел 2. Крымские греки

Глава 1. Древняя история Херсонесааааааааааааа

Глава 2. Средневековая история Херсонесааааааааааааааа

Глава 3. Крымские и азовские греки

аааааааааааа 1. лЕвропейские╗ греческие эмигранты в России

аааааааааааа 2. Крымские греки

аааааааааааа 3. Азовские греки

Раздел 3. Трапезундскиеа (понтийские) греки

Глава 1. География и начальная история

Глава 2. Греки и их соседи

аааааааааа 1. Снимок первый:а Классическая древность

аааааааааа 2. Снимок второй:а Римская эпоха

аааааааааа 3. Снимок третий:а Средневековье

аааааааааа 4. Снимок четвертый: Османский мир

Глава 3. Россия и черноморские греки

Глава 4. Первая мировая война и ее последствия

Раздел 4. Понтийцы перед выселением из Турции (1900-1924 г.г.)

Глава 1. Греки побережья (по рассказам уроженцев Понта)аааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа ааааааааааааааааааааааааааааааааааааа

ааааааааааа 1. Жизнь деревни

ааааааааааа 2. Первая мировая война.Армянская резня и переселениеааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа

ааааааааааааааа греков.

Глава 2. Памятники Трапезунда

аааааааааааа 1.а Язык черноморских греков

аааааааааааа 2. Фольклор и религиозные традиции понтийцев

Глава 3. Греки плоскогорья и лцалкинские╗ греки

Раздел 5. Диоскуриада и другие лзапрещенные╗ города

Глава 1. Древность и современность

аааааааааааа 1. История лвнешняя╗ и лвнутренняя╗

аааааааааааа 2. Принципы лвнутренней╗ истории

Глава 2. Предыстория Закавказья

Глава 3. Хатто-хурритский субстрат народов Закавказья и Малой Азии

Глава 4. Выход народов Закавказья нааа историческую арену

Глава 5. Картвельские голсударственные образования

Раздел 6. Исторические свидетельства о греках в Колхиде и Грузии

Глава 1. Диоскуриада

1. Греческое время

2. Римское владычество. Себастополис

3. От Цхума к Сухум-кале

Глава 2.... и другие лзапрещенные╗ города

Глава 3. лВнутренние╗ проблемы лвнешней╗ истории

Раздел 7. Начало советского периода жизни черноморских греков

Глава 1. Древний феномен ХХ века

Глава 2. Вожди и массы

Глава 3. Черноморские греки и революция

Глава 4. Начало коммунистического пути

Глава 5. Предопределенность

Глава 6. Переселение

ааааааааааа 1. Предпосылки

ааааааааааа 2. Осуществление

ааааааааааа 3. Греки и другие

 

ЛитературааааааааHome page

 

 

Hosted by uCoz