РАЗДЕЛ 2. КРЫМСКИЕ ГРЕКИ

 

аааааа Древние греки посещали Крым (который в древнее время назывался Таврикой) с очень давних пор. Есть основания считать, что это началось еще с микенских времен. Достоверное присутствие здесь греков зафиксировано по крайней мере с YIII века до н.э. (на острове Березань,а называемом древними греками "Ахилесов бег"). Чуть позже появились греческие колонии на берегах Крыма (см. рис. 5, 6 из книги Д.Б. Шелов. Северное Причерноморье 2000 лет назад. М., Наука, 1976). История этих колоний изложена в сотнях монографий и нет нужды переписывать здесь эти данные. Мы хотим построить свой рассказ несколько иначе

аааааа Есть существенные основания считать, что современные потомки древних греков Крыма происходят из района древнегреческого полиса Херсонеса. Все остальные полисы Крыма намного ранее подпали под власть других народов, и их жители ассимилировались полностью. Как и почему Херсонесу удалось дольше всех продержаться в греческой истории и что стало с потомками его древних жителей - эти конкретные сведения, по-моему, будут более продуктивными и представительными для восстановления связи современных греков с древними. К тому же история древнего Херсонеса является наиболее изученным примером древнегреческой колонии в Крыму (а, возможно, и среди многих других колоний мира).

 

 

ГЛАВА 1. Древняя история Херсонеса (Y в. до н.э. - Y в.н.э.)

 

аааа Херсонесу посвящено больше научных исследований, чем другим античным городам Северного Причерноморья. Причиной тому является то, что раскопки здесь ведутся уже полтора века. Раскопано примерно десять гектаров территории Херсонеса, что составляет треть территории древнего города. Вместе с тем, это самая большая площадь, раскопанная в Союзе. Всю свою историю (2 тысячи лет) Херсонес был одним из многих рядовых древнегреческих полисов, а затем периферийным городом Римской империи и Византии. А через 5 веков после гибели он вдруг оказался единственными в своем роде, потому что ни один древнегреческийа и ни один византийский город не известен сегодня историкам в таких деталях, как Херсонес Таврический (были в Греции и другие Херсонесы). Удачей для археологов явилось то, что на месте Херсонеса не возник другой новый город и что его сельскохозяйственная округа не распахана в такой мере, как окрестности других древних городов.а Благодаря Херсонесу ученые смогли ответить на многие темные вопросы, касающиеся многих десятков городов греческого мира, римской периферии и Византии.

аааа Развалины Херсонеса находятся в трех километрах от современного города Севастополя в Крыму. Исследования последних лет показали, что в 422-421 гг. до н.э. его совместно основали жители городов Гераклеи, находящейся на противоположном берегу Черного моря (сейчас Ирегли - Турция), (который, в свою очередь, был колонией дорийцев из Мегар), и острова Делоса, расположенного в Эгейском море и населенного тогда ионийцами. Такое совместное предприятие оказалось возможным вследствие того, что решение жителей Гераклеи совпало с моментом насильственного изгнания делосцев со своего острова афинянами. Но участие делосцев в создании колонии оказалось кратковременным, так как через год афиняне разрешили делосцам вернуться на родину. Таким образом,а начальное население Херсонеса было в основном дорийским.

аааа История Херсонеса распадается на две почти равные исторические эпохи: античную 5 в. до н.э.- 5 в. н.э. и средневековую - конец 5а до рубежа 14-15 вв. н.э.. Обе они, в свою очередь, делятся не несколько периодов, отличающихся друг от друга экономикой, внешним положением города, государственным и общественным устройством и культурой.

аааа Город был расположен на полуострове (Херсонес по-гречески и значит лполуостров╗), на естественной возвышенности, с запада и востока ограниченной бухтами, с севера - морем, а с юга - довольно глубокими балками. Эти естественные укрепления были усилены каменными оборонительными стенами с башнями, сохранившимися до сих пор. Херсонес занимал очень выгодное положение, так как южная оконечность крымского полуострова, где он располагался, наиболее близко расположена к южному берегу Черного моря (в районе милетской колонии Синопы). Однако это преимущество выявилось не сразу, так как греки долгое время не решались пересекать море поперек, а совершали только каботажные (прибрежные) плавания. Только с 4 в. до н.э. они началиа использовать прямой путь.

ааааа Может быть, именно с этим связан тот факт, что в 5-4 вв. до н.э. город был невелик и владения его ограничивались ближайшими окрестностями. К концу же 4 в. до н.э. территория города увеличилась в два раза. В конце 4 - начале 3 в. до н. э. стали значительными и сельские владения Херсонеса.

аааа В противоположность другим древнегреческим городам Крыма (Ольвии, Тире, Пантикапею и др. ) находившимся в устье больших рек, связывавших их с внутренними скифскими и меотскими областями, Херсонес занимал положение , неблагоприятное для развития внутренней торговли с местными племенами. Ближайшими соседями Херсонеса были отсталые племена тавров. Кочевых скифов, занимавших северо-крымские степи, отделяла от Херсонеса гряда Крымских гор. Поэтому Херсонес с самого начала стал развиваться не как торговый центр, а главным образом как центр сельскохозяйственного производства.

аааа Отсутствием прочных торговых связей и взаимной заинтересованности греков и окружающего населения объясняется почти постоянная враждебность, которая существовала в отношениях между Херсонесом и этим населением . Херсонес, пожалуй больше всех других греческих городов Северного Причерноморья подвергался нападениям со стороны коренных обитателей Крыма и менее других греческих городов испытал культурное воздействие негреческих элементов. Быть может, этим, а также и географической удаленностью объясняется то, что Херсонес продержался в истории дольше их, а главное, что его греческое население сохранило свое греческое самосознание до нашего времени. Дело в том, что учеными почти единодушно признается , что современные азовские (или донецкие) греки (переселенные сюда из Крыма во времена Екатерины II) являются потомками именно херсонеских греков (не только жителей города, но скорей жителей обширной сельской округи древнего Херсонеса), тогда как жители всех других древнегреческих полисов ассимилировали еще ва ранее средневековье.

аааа Город был распланирован на правильные кварталы: улицы пересекались под прямым углом. Они были вымощены мелким камнем и щебнем; вдоль улиц проходили каменные водостоки, отводившие в море дождевую воду и нечистоты. Общественные здания были украшены колоннадами и мозаичными полами. В восточной части города находилась военная и торговая гавань.

аааа Кроме территории города, как уже отмечалось, херсонесцы владели еще значительным сельскохозяйственным районом. В период расцвета Херсонеса ему принадлежало все западное и северо-западное побережье Крыма с находившимися там многочисленными пунктами. Весь этот район получил в херсонесских документах название лравнина╗. Кроме этого херсонесцам принадлежала еще юго-западная часть Крыма - Гераклейский полуостров, расположенный между современными Севастополем и Балаклавой. Именно эти районы и поставляли городу сельскохозяйственные продукты. На херсонесской территории возделывались и зерновые, и садовые культуры, и виноград.

аааа Пожалуй, раскопки сельскохозяйственных областей Херсонеса впервые определили черноморские колонии именно как полисы - совокупность города и окружающего обширного сельскохозяйственного образования, а не как подобие ремесленно-торговой фактории.

аааа На Гераклейском полуострове и в северо-западном Крыму обнаружены остатки сотен сельскохозяйственных наделов, принадлежавших херсонесцам. Каждый такой надел (по-гречески лклер╗) был обнесен каменными стенами; усадьба, располагавшаяся на участке, часто имела башню, являвшуюся небольшой крепостью для защиты от внезапного нападения.а В усадьбе обязательно были жилой дом, различные хозяйственные постройки, цистерна для воды. Клеры имели прямоугольные очертания; площадь их различна - от 3 до 60 га, в среднем 25-30 га. Большая часть клера обычно была занята под виноградники; были тут и сады, и поля, засеянныеа хлебом. Занимались херсонесцы и скотоводством.

аааа Значительное место в хозяйственной жизни Херсонеса, как и других городов Северного причерноморья, занимало рыболовство (недаром многие названия рыб Черного моря имеют греческое происхождение: кефаль (от лкефал╗ - голова), лифарь, луфарь (ллифос╗ - камень); возможно, ставрида, сарган - игла-рыба, катран - черноморская акула). Здесь открыты большие группы рыбозасолочных цистерн. Вероятно. вывоз соленой и вяленой рыбы был одной из основных статей экспортной торговли Херсонеса.

аааа Кроме того, Херсонес несомненно вывозил хлеб, скот, кожи, соль, вино, но, вероятно, не в тех размерах, что соседние древнегреческие города, находившиеся в более благоприятных торговых условиях.

Судя по найденным остаткам посуды и изделий, Херсонес имел понстоянные торговые связи с Афинами и городами Малой Азии, а также с островными центрами - Фасосом, Книдом, Родосом и др. Особенно тесно был связан Херсонес со своей метрополией - Гераклеей Понтийской и с г. Синоп, находящимися на южном берегу Черного моря. В денежном обращении Херсонеса использовалась как привозная, так и собственная монета (из серебра и меди), выпускать которую начанли еще в первой половине IУ в. до н.э.

К концу IУ в. до н.э. Херсонес уже вполне сложился в независинмый город -государство. В Херсонесе в это время была демократическая республика. Высшим законодательным органом являлось Народное собранние, состоявшее из свободных граждан. Оно решало вопросы войны и минра, утверждало проекты законов, вносимые Советом, избирало Совет. Совет подготавливал проекты законов и следил за их исполнением. Херсонесцы принимали участие и в общегреческих празднествах. Как и в друнгих полисах здесь любили театр и спорт.

ааааааааааа В течение Ш-П в.в. до н.э. часть скифского населения Крыма понстепенно переходит к оседлой жизни: появляются города, развивается торговля, по образцу греческой чеканится собственная монета. Племена скифов объединились в могущественную державу со столицей Неаполь (вблизи нынешнего Симферополя). Их вожди начали предпринимать настунпательные войны против Боспора (т.е. Боспорского государства, позднее царства, в которое входили Керченский и Таманский полуострова и побенрежье Азовского моря) и Херсонеса. Они овладели западным побережьем Крыма и осадили Херсонес.

Херсонес и Боспор, не будучи в состоянии отразить нападение скифов, вынуждены были обратиться к царю Понта (государство на южном берегу Черного моря) Митридату У1 Евпатору. По договору о взаимной помощи, заключенному в 179 г. до н.э. между Херсонесом и Понтом, он снарядил в Крым экспедицию под командованием полководца - грека Динофанта, которому пришлось дважды совершать походы против скифов в глубь Крыма. Война велась в течении нескольких лет ( последнее десянтилетие П в. до н.э.). В результате скифы были разбиты, их крепости разрушены, а утраченные Херсонесом владения возвращены. Еще раз вслед за этим скифы угрожали Херсонесу во время восстания скифа-ранба Савмака, захватившего власть в Боспорском царстве. Восстание тонже было подавлено Диофантом.

Скифская опасность с того времени для Херсонеса миновала. Одннако избавление от нее было куплено потерей политической независинмости: Херсонес и Боспор оказались практически под властью Митридата. Непосредственным представителем своей власти на Боспоре Митридат поставил своего сына Махара, а Херсонес подчинил Боспору. Такое единение сил необходимо было Митридату для борьбы с Римом. Но оно не помогло ему: проиграв эту борьбу и находясь в безвыходной ситуанции, он покончил жизнь самоубийством (в 63г. до н.э.). После его смерти власть Рима, уже подчинившего себе Грецию и Малую Азию, раснпространилась и на города Северного Причерноморья.

Зависимость Херсонеса от Рима была весьма продолжительной - около четырех столетии, но степень зависимости не всегда была одиннаковой. Некоторое время, около столетия, Херсонес подчинялся Риму через боспорских представителей. Такая опосредованная зависимость была Херсонесу невыгодна, и после нескольких попыток херсонесцы донбились освобождения от власти Боспора и непосредственного подчиненния Риму.

После периода упадка (конец I в. до н.э.), вызванного скифскими войнами, с установлением в городах Крыма римских гарнизонов и госнподства римского флота на морях, начинается период экономического подъема Херсонеса и других городов Крыма. Но прошедшие века не могнли не сказаться на жизни этого города.

Культура античных государств Северного Причерноморья первых веков нашей эры характеризуется все усиливающимся влиянием варварнских (т.е. негреческих) элементов. Самый состав городского населения после бурных событий I в. до н.э. значительно изменился: процент вынходцев из негреческой этнической среды - тавров и скифов, меотов и сарматов - резко возрос. Новые жители принесли с собой в античные города бытовой уклад, привычки, обряды, свойственные варварским пленменам Причерноморья. Очень яркую картину варваризации греческого гонрода рисует нам Дион Хризостом. Он рассказывает, что, например, жители Ольвии носили скифский костюм, имели длинные волосы и бороды, а не брились, как римляне, не расставались с оружием, говорили по-гречески недостаточно чисто. В то же время они продолжали сознавать себя эллинами, жадно ловили известия о событиях в Элладе, почитали и знали поэмы Гомера, а кое-кто из них интересовался и греческой философией. (Забегая вперед, скажу, что то же самое можно наблюдать среди понтийских греков Советского Союза после "бурных событий" XX века). Восстановленные в первых веках нашей эры города имели совсем иной облик и размеры, чем в эллинистическое время. Все это, конечно, коснулось и Херсонеса.

В начале Ш в. н.э. в Северном Причерноморье появляются племенна, получившие в античных источниках общее наименование готов. Собнственно готы принадлежали к германской группе племен. Они пришли в Причерноморье с берега Балтийского моря, где находилась их первонанчальная родина. В своем движении они увлекли многие иные племена Восточной Европы и возглавили большое объединение племен. Готский союз играет в Ш-1У в.в. н.э. большую роль в политической жизни Принчерноморья.

В результате действий племен готского союза многие античные города были разрушены, а Боспорское царство приведено на грани гинбели. Херсонес пережил готов с меньшими потерями.

Последний удар по Боспору нанесло вторжение Гуннского союза племен (в 70 годах 1У в. н.э.). Кочевые орды гуннов, совместно с другими кочевыми народами пришли из степей и пустынь Цетральной Азии, как смерч, прошли по Северному Причерноморью, уничтожая все и всех. Готы были сметены этим гунно-аланским потоком и отброшены далеко на запад; только горсточка их уцелела в горах Крыма. Боспорские города были превращены в груды развалин. Жители были либо перебиты, либо угнаны. Боспорское государство перестало существовать.

Херсонес, лежавший в стороне от основной дороги гуннов, не подвергся столь жестокому разгрому. Надписи говорят о том, что еще в самом конце 1У в. н.э. в городе находился римский гарнизон - ленгион баллистариев. Но и Херсонес очень пострадал от вражеских наншествий - это видно по следам разрушений его стен. В У в. н.э. Хернсонес, по-видимому, перестает быть значительным экономическим и понлитическим центром и переходит под властью Византийской империи. Начинается средневековая история Херсонеса.

 

ГЛАВА 2. Средневековая история Херсонеса

 

После разделения Римской империи на две части с конца 1У в. н. э. Херсонес фактически находился в зависимости от Константинополя - стонлицы Византии - Восточной римской империи. Херсонес был нужен Визаннтии как форпост для защиты владений в Крыму и сношений с кочевниками. Здесь предпринимаются восстановительные работы и строительство хриснтианских храмов. В 325 г. Константин I посылает в Херсонес епископа Капитона с военным отрядом в пятьсот человек - для распространения христианской религии. Храмы строятся, начиная с У века, особенно же интенсивно строительство шло при Юстиниане I (527-565г.г.).

Херсонес [34] в раннем средневековье (см. рис. 7 из книги Я.Л. Якобсон. Крым в средние века.М., Наука, 1973). становится центром довольнно большого земледельческого района, занимавшего юго-западное нагорье Крыма (страна Дори). К этому времени, т.е. ко второй половине 2 века относится процесс заселения этой местности остатками готских дружин, оттесненных сюда гуннами. Прокопий (У1 в. н.э.) уже писал о них, как о давних насельниках этих мест и отмечал, что "в военном деле они пренвосходны и в земледелии, которым они занимаются собственными руками, они достаточно искусны". Готы в свою очередь, по-видимому, ассимилинровали сложное по составу местное население аланов, в состав которых до того уже вошли тавры и, возможно, греки. Еще в ХУ веке, по свидентельству итальянского торгового деятеля, в Крыму жили готы, говорянщие на своем языке.

Период с конца У до середины УП в. н.э. в истории Херсонеса характеризуется не только интенсивным городским строительством, но и оживлением торговли и всего хозяйства в целом. Подтверждением тонму служит возобновление собственной чеканки монет при Юстиниане I (прекращенной еще в Ш в. н.э.). Херсонес становится главным экономинческим, политическим и культурным центром в Крыму. Кроме того, по словам Прокопия Юстиниан I построил два укрепнления на южном берегу Крыма - Алустон (Алушта) и "в Горзувитах" (ныннешний Гурзуф). Оба города были крупными поселениями, преимущественнно аланскими, как на то указывают их могильники.

Но надо сказать, что Херсонес, как и в античную эпоху, так и в средние века продолжал тяготеть не к центру Византии, а к прибрежным районам Малой Азии. Об этом свидетельствуют прежде всего параллели в архитектуре этих районов. Эти связи не прерывались вплоть до тюркнских нашествий в ту и другую область.

Со второй половины УП века начинается очередной упадок Херсонеса, о чем свидетельствует прекращение выпуска собственной монеты. Он затянулся до второй половины IX в. н.э. и не был исключительным явлением в византийских областях: экономический застой охватил в это время многие области Византийской империи. Упадок Херсонеса на этот раз можно связать с нашествием хазар, хотя, по-видимому, сам Херсонес они не захватили. Более того, воспользовавшись ситуацией, Херсонес с помощью хазар отложился от Византии и перешел на самонуправление. Карательные экспедиции императора Юстиниана П (в начанле УШ в. н.э.) не дали результата.

К этой эпохе относится основание и возобновления многих монаснтыре в Крыму. Причиной этого стала иконоборческая политика ряда имнператоров, направленная на уничтожение монастырской феодальной собнственности.

В это же время в Крыму появился и новый этнический элемент - булгарский (булгары составляли одно из тюркских племен хазарского племенного объединения).

В середине IX века была образована Херсонская фема (административная область империи) с центром в Херсонесе и Херсонесский архиенпископат. Важное значение приобрел Херсонес в сношениях между Визаннтией и Русью, особенно со времени княжения Владимира Ярославича в Киеве. По просьбе императора Василия П князь Владимир послал ему в помощь шеститысячное войско. Но Василий не выполнил договорных обянзательств по отношению к Владимиру, и поэтому последний предпринял поход на Херсонес (в средние века он назывался Херсоном, а на Руси - Корсунем). После осады, длившейся девять месяцев, город был взят.

Византийский император вынужден был выполнить требования Вландимира. Он послал ему в жены царевну Анну и денежный выкуп за Херсоннес. Со стороны Анны было высказано лишь пожелание о крещении Вландимира, что, по-видимому, совпадало с тайным желанием последнего.

Летопись повествует, что Владимир был крещен в Корсуне, после чего женился на Анне, возвратил город Византии, а сам возвратился в Кинев, увезя с собой церковных священнослужителей и богатую добычу - многочисленные церковные принадлежности и произведения искусства. В Киеве Владимир настоял на крещении своей дружины, а затем и пронстого народа, что положило начало христианизации Руси. Вот так оканзался этот древний город причастен к великим событиям на Руси,

В конце X - начале XI в.в. византийское господство в Херсоненсе ослабло. Силы империи были скованы почти непрерывной войной с болгарами и турками-сельджуками. Правда в течение XI и ХП в.в. здесь еще распоряжался византийский стратик,а но подчиненная ему область существенно сократилась. В ХП в. Византия формально отступилась от большинства своих владений в Крыму в пользу генуэзцев: они полунчили исключительные торговые привилегии на Черном море и создали множество своих факторий в греческих городах побережья.

После захвата Византии крестоносцами (1204 г.) и возникновения Трапезундской империи Херсон и его области ("климаты", в частности "Готфия", как тогда называли юго-западную области) признали власть последней. Это выражалось в обязательстве вносить в казну трапезундского императора ежегодные сборы.

Интересно,а что в Готских климатах еще,а по-видимому, в ХП веке возникло феодальное княжество во главе с бывшими владетелями Трапезунда - Гаврасами (по некоторым предположениям армянского рода Гаврасов - Таронитов).

Свое название княжество получило по имени Феодора Гавраса. Известно, что во второй половине XI века он правил Трапезундом, возглавил борьбу против турок-сельджуков, был взят в плен и казнен, когда отказался принять магометанство. Греческая церковь чтит Феодора Гавраса под именем святого Феодора Стратилата ("стратилат" означает "воевода"). По наиболее правдоподобной версии, племянника (или внука) Феодора Стратилата, Константина Гавраса, в середине XII века попавшего в опалу при византийском императоре, сослали в Крым. Константин Гаврас обосновался в Херсонесе,а а затем основал в его окрестностях княжество Феодоро с одноименным центром (современный Мангуп). Именно его потомки и объединили земли вокруг Мангупа в княжество Феодоро. Княжество благодаря протюркской политике вландетелей просуществовало до Турецкого завоевания (1475 г.) По-видимому,а некоторое время и Херсонес входил в сферу влияния этого княжества.

Факт возникновения и существования княжества Феодоро интеренсен, во-первых, как свидетельство взаимосвязи различных областей черноморских греков; во-вторых,а оно в какой-то мере стало оплотом греческого мира Крыма в борьбе за выживание. В третьих, греческий род Гаврасов стал родоначальником российского княжеского рода - Гаврасов-Ховриных-Головиных, известных в российской истории своими делами (см. историю Петра I).

Но, начиная с XI века,а в причерноморские степи приходят новые орды кочевников - тюркские и монгольские. В 1223 г. Херсонес и южное побережье подверглись опустошительному нашествию турок из Малой Азии. В том же году татары совершили первый набег на Крым. В 1239 г.,а во время второго татарского нашествия, города Крыма и Херсонес, в том числе,а были разграблены. В 1299 г. они испытали нападение хана Ногая. Но особенно разорительным был поход Эдигея,а полководца Тимура (1399 г.). Вероятно,а в это время Херсонес был сожжен и разрушен полнностью и более никогда не сумел подняться,а оставаясь в развалинах до сих пор. Разрушению остатков Херсонеса способствовало и то,а что возникший уже в XIX веке Севастополь, строился из камней Херсонеса.

После погромов Эдигея вновь наступил период сравнительного спокойствия, в течение которого в Крыму, и в частности, на его юго-западе,а судьбой которого мы интересуемся,а возобновилось развитие хозяйственной жизни,а продолжавшееся в течении почти всего ХУ века.

По итальянским источникам в 70-х годах этого столетия в райноне Феодоро насчитывалось до 30 тысячи домов, т.е. около 150-180 тысяч жителей; по тем временам эти цифры довольно велики.

В столице своего княжества князья Гаврасы продолжили постройнку крепостей и защитных сооружений. В 20-х годах ХУ в. князь Алексей завершил здесь строительство крепости. Судя по развалинам, среднневековая крепость Мангуп (это название известно уже с X века) - была одной из наиболее мощных в Крыму. Здесь же на плато сохранинлись многочисленные развалины дворцов и христианских храмов, котонрые, по-видимому, со временем привлекут к себе потоки туристов. На плато Мангуп в ХУ веке доживала свой век старая греческая культура. Некоторое влияние оказала на них средневековая культура Италии, но, пожалуй, это влияние коснулось только высших слоев жителей княжестнва. Основной массе населения, судя по археологическим памятникам той эпохи, оно осталось чуждым.

В 1475 году турки после длительной осады захватили и разгронмили Феодоро-Мангуп. Княжество прекратило свое существование. Больншая часть населения, особенно греки, переселились из Мангупа в друнгие города и местности. Но город сразу не опустел. Турки некоторое время поддерживали его, как объект оборонительного назначения. Но затем, уже в ХУ1 веке Мангуп пришел в окончательный упадок, ибо иснчезли источники, дававшие ему жизнь: сельская округа была разорена турками, а морская торговля, которая велась через Каламиту (ныне Инкерман), теперь целиком шла через Кафу (Феодосию).

Дальнейшую судьбу херсонесских греков (имея в виду скорее жителей сельскохозяйственных округов, которым легче было скрыться от глаз завоевателей, чем собственно горожанам), проследить нелегко, так как письменные источники упоминают об их судьбе очень скупо. В дальннейшем, по-видимому, различие между остатками потомков херсоносцев и греческих жителей других местностей древнего Крыма стерлись, и далее гонворить собственно следует просто о крымских греках.

Единственная зацепка здесь, пожалуй, язык (в той мере, в канкой его можно проследить по эпиграфическим памятникам и живой устнной речи). Поскольку по-видимому херсоносцы принадлежали к дорийскому племени, а подавляющее большинство других жителей Тавриды было ионянами, то диалектальные различия могут указать преемственность между древнинми и современными греками Северного Причерноморья.

Конец ХУ века ознаменовался не только уничтожением последней в Крыму греческой государственности - греческого княжества Феодоро. Одновременно было покончено с генуэзским владычеством на Черном монре. Наступило 300-летнее господство турко - татар. На начало ХУ вена приходится возникновение феодального политического образования - Крымского ханства, которое со дня завоевания его турками находилось в вассальной зависимости от турецкого султана. С этих пор начинаетнся постепенное оседание татар на землю, хотя этот процесс затянулнся вплоть до ХУШ века.

Татары оседали на земле почти исключительно в южном Крыму - на его плодородных равнинах и в районе городов Феодосия, Старого Крыма (Солхата), Судака, Керчи, Бахчисарая, в местах со старым гренческим и огреченным населением - носителем древней земледельческой культуры. Поселяясь рядом с коренным населением - греками-землендельцами, подчиняя его себе, налагая на него многочисленные поборы, татары, тем не менее, менялись сами, перенимал обычаи и хозяйственнные приемы. Даже традиционное общинное землепользование здесь не было разрушено приходом татар. Последние переняли у греков и сельнскохозяйственную технику, особенно традиции виноградарства и плондоводства, ремесла, форму и планировку жилищ в виде двухэтажного дома с каменным низом и глинобитным верхом, армированным деревянным каркасом, и т.п.

Но сказывалось и обратное влияние, которое в обстановке госнподства татар вело к ассимиляции греческого населения. Оно постенпенно отатаривалось, забывало родной язык и, переходя в мусульманнство, пополняло ряды вчерашних завоевателей. Единственными очаганми греческой культуры, препятствующими окончательной ассимиляции греков стали в это время греческие христианские монастыри, особеннно в районе Бахчисарая, которые в ХУ1-ХУП в.в. поддерживало Российнское государство. Известны четыре таких монастыря: в Салачихе (назнвание спорно), Федора Стратилата и Иоана Предтечи (все близ Бахчинсарая) и Георгиевский - вблизи Балаклавы. Не исчезли в это время еще и греческие полупещерные монастыри в Инкермане, Чилтере и Шулдане.

Но, пожалуй, полной ассимиляции греков помешало только принсоединение Крыма к России 9 апреля 1783 года. Ему предшествовала победа России в 1-й русско-турецкой войне 1768-1774 г.г. Согласно мирному договору, подписанному в Кучук-Кайнарджи, Россия получила Азов, Керчь, Еникале, Кинбурн, и Кабарду; Крымское ханство было объявлено независимым, и за Россией признано право защиты турецких христиан. В частности, в течение года после подписания мира Турция разрешала беспрепятственно переселяться грекам в Россию (Надо сканзать, переселение продолжалось и далее, но уже нелегальным образом). Значительные волны переселения греков в Россию возникали и в резульнтате остальных 5-ти русско-турецких войн. Общее число переселенцев оценивается до 800.000 человек [35].

В это же время в Северном Причерноморье в излучине Днепра был основан город Екатеринослав (впоследствие временно переименованный в Новороссийск - не путать с нынешним Новороссийском на восточном берегу Черного моря) и создана Екатеринеславская (впоследствии вренменно - Новороссийская) губерния, заселением которой очень было озанбочено российское правительство. Именно поэтому переселение греков и других народов сюда всячески приветствовалось и поощрялось всякинми льготами.

Присоединение Крымского ханства к России было волевым актом, не обусловленным никаким договором. Оспорить этот факт Турция пытанлась во 2-й русско-турецкой войне, но безрезультатно.

 

 

ГЛАВА 3. Крымские и азовские греки

 

В настоящее время крымскими греками называют то греческое (или, скорее, христианское) население, которое сложилось в Крыму после присоединения его к Роснсии, т.е. фактически, именуют по месту их жительства. Но это гренческое население, как мы отмечали, складывалось из разных потоков. Можно выделить здесь три основных начала: I) греки - потомки жителей черноморских древнегреческих государств Крыма, а также православные потомки готов, алан и других насельников Крыма; 2) греки, прибывшие из европейских областей Византии, подпавших под власть турок (Константинополь, Болгария, Румыния, материковая Греция и пр.); 3) Греки, прибывшие в Крым из Анатолии, т.е. из бывшей Трапезундской империи, после ее завоевания турками.

Нас, разумеется, прежде всего будет интересовать судьба крымнских греков, но некоторые сведения о других двух группам не монгут быть лишними, поскольку судьба всех греков Крыма довольно теснно оказалась переплетенной. Поэтому разделим эту главу на части и проследим судьбы каждого из этих потоков. Начнем с "европейских" (название условно) греков, о которых в настоящее время сохранилось весьма мало сведений.

 

1. "Европейские" греческие эмигранты в России

 

В общем случае следует говорить об эмиграции "европейских" греков не именно в Крым, а вообще в Россию, ибо никакой особеннонстью эмиграция в Крым не отличалась от эмиграции во все другие часнти России.

Немалая эмиграция греков возникла уже в Х-Х1 в.в. в Древнюю Русь, особенно после ее крещения. По-видимому, большинство строителей храмов, икононписцев, многие из церковнослужителей, в том чиснле монахи, с того времени вплоть до времени татарского нашествия были греками. После восстановления независимости Руси поток их сокнратился, но качественно вклад греков продолжал быть высок. Алексей Гречин - художник из Новгорода, о котором стало известно по берестяным грамотам, строители Софийского собора в Киеве, Феофан-грек, расписывавший соборы Московской Руси, Максим-грек, создавший руснскую грамматическую литературу и сделавший немало переводов; строители Успенского собора Кремля в Москве - вот первые из пришедших на ум имен, а все трудно и перенчислить.

Очень велик был поток греков на Русь после завоевания Констаннтинополя турками в 1543 году. Это был поток в основном довольно зажиточной и просвещенной прослойки греков, многие из которых полунчили на Руси привилегии. Дворянские фамилии Капнистов, Лихудов, Томара, Ипсиланти и многие другие верно служили России и прославляли ее своими делами. Подавляющее большинство этих семей довольно быстро обрусела и только фамилии до сих пор напоминают об их происхождении.

Всю эту эмиграцию можно назвать старой. Ее судьба была почти однозначна - ассимиляция. Несколько иной была судьба новой эмигранции, начавшейся с первой русско-турецкой войны и волнами продолжавншейся вплоть до 1917 года с каждым обострением русско-турецких или греко-турецких отношений. Эту новую эмиграцию составили самые разнные слои греков. Пришлось эмигрировать части фанариотов из Констаннтинополя, господарей из Румынии и другим зажиточным и знатным гренческим семьям. Большинство из них получило российское дворянство и ассимилировало. Только небольшая часть вернулась в Грецию после ее освобождения.

Считается [36], что первая русско-турецкая война (1768-1774г.) вызвала самую большую волну эмиграции за всю историю русско-гречеснких связей. Причем, основную массу эмигрантов составляли солдаты и офицеры восьми добровольческих батальонов, которые были сформированны в Греции под русским командованием как вспомогательные войска в русско-турецкой войне. Отметим, что, несмотря на отсутствие строевой подготовки, воевали они доблестно и заслужили уважение русского пранвительства. Большая часть этих греческих добровольцев после войны была эвакуирована на кораблях русской эскадры в Россию. Вместе с ними уехали и многие жители Архипелага. Общее число переселенцев составило несколько тысяч человек. Большинство из них было размещено на землях Северного Причерноморья, особенно на тех, которые отошли России по Кучук-Кайнарджийскому договору. Непосредственно в Крыму эти эмигранты стали поселяться после присоединения Крыма к России в 1783 году. Более того, русское правительство сочло разумным испольнзовать греческих добровольцев для несения пограничной службы на вновь присоединенных землях. Одно из наиболее ранних упоминаний о них содержится в воспоминаниях П.И. Сумарокова [37 ч.I, с. 196]:

"Балаклава... По нескольких часах предстало пред меня на бенрегу моря высокая, остроконечною пирамидою гора,..., а у подошвы ея на пологости протягивалось селение. Это была Балаклава. В ней 60 жилищ Арнаутов, составляют главное место Греческого батальона, и они военные люди, управляемые своими начальниками, содержат на разных кордонах стражу... . У греков называлась она Символоном, Ямболи,... а у Генуэзцев от испорченного слова, Цембала, или Цымбаноном..." (на стр.159 дается справка о численности всего греческого батальона, т.е. только его балаклавского отделения - в 995 человек мужчин и 698 - женщин). Отметим, что этих греков часто называли арнаутами, как и албанцев потому, что многие из них были выходцами из Эпира - области Греции, пограничной с Албанией.

Еще более подробному описанию именно балаклавского отряда понсвящено описание историка и этнографа Мурзакевича Н.Н. 1836 года [38](с.654-655): "Балаклава, расположенная у подошвы окружающих вынсоких гор, ... составляет красивый городок, населенный военнослужанщими Греками. Морейские выходцы, присоединившиеся в 1770 году к Роснсийскому войску, во время войны России с Турцией, по окончании оной навсегда остались в России, и положили основание, как этому городку, так и другим греческим поселениям в Крыму и в Екатеринославской гунбернии. Получив от Правительства земли с разными угодьями, они обянзались нести пограничную кордонную службу, для которой и сформиронван конный батальон, под именем Балаклавского. Этот батальон, не входя в состав прочего Российского войска, пользуется однако присвоненными армии преимуществами. Вся Балаклава состоит из 3-х церквей Греческого исповедания и 124 домов; в ней есть Училище (со 141 ученниками). Городской земли считается 932 десятины, а жителей обоего пола 635 душ; главнейший их промысел - разведение виноградных садов и рыбная ловля... . Достопамятность этого города составляет Генуэзнская крепость Чембало, построенная на неприступной горе, влево от Балаклавского залива... В отдаленнейшие времена здесь была крепость Палакион, построенная Палаком, сыном Тавро-скифского царя Скилура (Страбон, кн. УШ, 306)... Палакион, переименованный в Балаклаву, зайнмет любопытную страницу в классической истории Таврического полунострова".

Пожалуй, последним воспоминанием о балаклавских греках в линтературе является вполне достоверный рассказ Куприна "Листригоны" (1907-1911г.г.). Если не знать всю предисторию балаклавских греков, безусловно известную самому Куприну, то непросто понять намеки пинсателя на героическое прошлое потомков славных воинов. Но правильно ли считать, как это, по-видимому, делает Куприн, их потомками древнних греческих поселенцев Крыма? Судя по данным Сумарокова и Мурзакевича - нет. Но с другой стороны известно, что вновь прибывшие в Крым греки частично смешались с остатками крымских "понтийцев". Насколько это коснулось балакнлавских греков, неизвестно. Скорей всего Куприн ошибался, видя в них прямых потомков древних черноморских греков.

О дальнейшей судьбе этих греков, сведений у меня тоже нет. Как известно, в этих местах шли отчаянные бои во 2-ую мировую войнну. Балаклавская бухта после войны оставалась закрытым военным порнтом, как придаток близлежащего, тоже совершенно закрытого, г. Севастонполя. Вряд ли было позволено там жить балаклавским грекам. А в 1944 году большинство греков Крыма было выселено в Азию. Что осталось от балаклавских греков и иже с ними - не известно.

Исследователи отмечают [36], что "потомки переселенцев из Гренции в значительной части ассимилировались, войдя в состав русской, украинской и других национальностей СССР. Довольно значительное ранспространение греческих фамилий свидетельствует об определенной ронли греческого элемента в формировании современного населения СССР. Большую этническую устойчивость проявило греческое сельское населенние Приазовья - потомки переселенцев из Крыма. В донецкой области УССР и поныне существует много греческих сел, жители которых сохраннили свой язык и национальную самобытность".

 

2. Крымские "понтийцы"

 

Вот об этих греках - Крымских "понтийцах" (т.е. потомков древних жителей побережья Понта Эвксинского) и пойдет дальше речь (мы берем здесь слово "понтийцы" в кавычки, чтобы отличать их от жителей царства Понт; речь идет об автохтонных греках Крыма). Во-первых, отметим, что формирование крымских "понтийцев" шло не без влияния анатолийских понтийцев, поскольку связи между ними, как мы отмечали, возникли еще во времена Византийской империи. Известно [39], что наиболее интенсивные торговые сношения у греков Крыма шли с городами и селами Анатолийского побережья. Они не прерывались и после завоевания его турками. Торговое общение с греками Понта донвольно глубоко повлияло на язык крымских "понтийцев" и даже дало оснонвание нескольким крымско-греческим говорам на основе диалектов понтийского языка. Несомненно было и другое влияние, связанное с волнанми переселения греков из Константинополя, островов Архипелага и данже Эпира, но оно, по-видимому, было слабее анатолийского. Анатолийнское влияние поддерживалось также и прямым переселением анатолийнских понтийцев в Крым, начиная со времени завоевания Трапезундского царства и кончая началом 20-го века╗ Известно, например, что после тунрецкого завоевания большинство жителей города Керасунта переселилось в Крым. Но, тем не менее, генетическая и языковая ассимиляция преследовала и понтийцев Крыма.

Угроза ассимиляции исходила от правящего населения Крыма - тантарского. Часть греков приняло мусульманство и автоматически преврантилась в татар. Но и существенная часть жителей, оставшихся верными православнной религии, забыли свой язык и многие обычаи и перешли на татарские.

В середине ХУШ века, накануне эмиграции греков из Крыма в пренделы России, они вполне четно дифференцировались в языковом отношеннии по территории размещения. Греки, сохранившие греческий язык (в его крымских диалектах) - эллинофоны, жили преимущественно на территории бывшей Сугдейской обнласти, в округах Кафы и Сугдеи, в селах, расположенных в верховьях рек Индала, Кучук-Карасу и Биюк-Карасу, по отрогам горы Яйлы, равно в селах по всему юго-западному побережью вплоть до Ялты, со включеннием восточной прибрежной части бывшей Готской области. Причем, гренки, жившие в городах этих областей, именно в Кафе (Феодосии), Старом Крыму, Карасубазаре, Судаке и пр. говорили на татарском языке, так как здесь было преобладающим татарское население. Греками - эллинофонами были, в частности населены следующие села: Чермалык, Айланма, Шелеп, Капсихор, Сартана, Чердаклы, Каракоба, Байсу, Енисала, Ени-Кой, Джемрек, Уйшун, Аргын-Каракоба, Кучук-Узень, Куру-Узенъ, Улу-Узень, Демерджили или Фуна, Салт-Енисала, Алушта, Биюк-Дамбат, Кучук-Ламбат, Гурзуф, Кизилташ, Никита, Магарач, Марсанда, Ялта, Аутка, Стила и др.... Греками-татарофонами были населены, в частности, слендующие села в пределах бывшей Фуллъской области, с центром в Бахчинсарае: Умаклы, Мангуш, Бешев, Енисала, Шурю, Бия-Сала, Качи-Кальен; в бывшей Готской области, с центром в Инкермане: Черкес-Кермен, Мар-мора, Албат, Лака, Улу-Сала, Керменчик, Богатырь; в бывшей Херсоннской области, с Балаклавой в центре: Карань, Камара, Алсу, Ласпи и др. (Ф. Лашков. Камеральное описание Крыма 1784г. Изв.Тавр.уч.арх. комиссии, № 7, с.33 и дал.).

Следует отметить, что по некоторым данным большинство греков-татарофонов по происхождению не являются греками, а являются православными потомками готов, алан и других древних насельников Крыма. Поскольку все жители православной Византийской империи (ромеи) считались автоматически потомками греков, то вполне возможно, что и на негреческих по крови жителей Крыма впоследствии распространилось это название.

Как мы уже говорили, полной татарской ассимиляции греков (или, точнее, православных христиан) в Крыму помешало присоединение Крыма к России в 1783 году. Но этому предшествовало событие, которое крымских греков-"понтийцев" в большиннстве своем превратило в азовских (или мариупольских) греков, как их именуют сейчас. Я имею в виду переселение большей части греков из Крыма на север Азовского моря в 1779 году. Насколько необнходимо было это переселение для греков в свете последующего, через 24 года, присоединения Крыма к России, можно считать спорным. Но предвидеть заранее ход исторических событий людям не дано, а посему вопрос о том, было ли это переселение положительным явлением в жизни греков Крыма, оставим потомкам. Для России же оно несло несомненную пользу. Есть основанние считать, что это переселение греков как раз и ускорило присоединнение Крыма к России. Во всяком случае, следующим образом выглядит эта история в изложении протоиерея С. Серафимовича [40]:

"Христиане, как народ трудолюбивый и промышленный, составляли важнейший источник доходов ханских, между тем как русское правительнство старалось поставить Хана в необходимость пользоваться русским жалованием, и следовательно быть за это благодарным. На этом оснонвании Румянцев и вздумал вывести христиан из Крыма. Он предложил князю Прозоровскому переговорить об этом с греческим митрополитом Игнатием, и митрополит, когда русское правительство согласилось на условия, им предложенные, начал проповедовать избавление от ига тантар. Здесь была выгода для обеих сторон... .

Началось тем, что выборные из жителей разных мест отправили 16 июня 1778 года из Бахчисарая просьбу на Высочайшее имя, в которой изъявляя готовность свою вступить на вечные времена в подданство Роснсии, просили об отводе им места и достаточных угодий под заселение. Решение незамедлило последоватьЕ В 21 день мая 1779 года последонвала на имя преосв. Игнатия, митрополита готфийского и каоайского и всего общества крымских христиан греческого закона жалованная грамонта, которую дарованы переселенцам многоразличные милости. " Соизволяем, - сказано в грамоте, - не только принять всех вас под Всемилостивейший наш покров, но и как любезнейших чад успонкоив под оным, доставить вам жизнь столь благоденственную, сколь женлание смертных и беспрестанное наше о том попечение простираться монгут ...".

Грамота сия утверждена собственноручною подписью Ея Императорскаго Величества. В последствии таким же подписей утвердил ее Госундарь Император Павел I; а Император Александр I пожаловал обществу другую грамоту, одинакаго с первою содержания, только сокращеннее написанную. Оба драгоценные документа хранятся в мариупольском гренческом суде, (из примеч. Грамота напечат. в Полн.Собр.Законов; а главнейшие пункты ее помещены в Зап.Одесск.Общ.Истор.и Древн. т.1, в статье преосв. Гавриила: " Переселение греков Крыма в Азовскую губерннию..." (с.196-204).

( Наше примечание: Переселение было поручено произвести А. Суворову и, как все, что делал великий полководец не считаясь с потерями, было осуществлено в кратчайшие сроки). Переселение началось в 1778 году, а в 1779 году было уже соверншенно окончено. Всех греков из Крыма вышло не менее 20000. К сожаленнию, обстоятельства не совсем благоприятствовали эмиграции. Между переселяющимися открылись разные недуги, и сверх того появилась в то время в новороссийской и азовской губерниях повальная болезнь, от которой многие из переселенцев в дороге и умерли.

Несмотря на это, Греки основали и обселили 20 селении и 1 гонрод - Мариуполь. Вот эти селения: I. Керменчик, 2. Салгир-Ени-Сала, 3. Багатырь, 4. Константинополь или Демерджи, 5. Камара, б.Жиндрен, 7. Чирмалых, 8. Карани, 9. Игнатиевка, 10. Бешев, П. Ласпи, 12.Хара-Хоба, 13. Сартана, 14. Чердахлы, 15. Малая-Ени-Сала, 16. Ески-Крым 17. Мангуш, 18. Стила, 19, Ялта, 20. Урзуф или иначе Хизилъ-Таш.

Все эти селения поныне существуют. К ним впоследствии присоендинились три новые, отделившиеся от первых: I) Новый Керменчик, инанче Дорд-Оба, 2) Новая Хара-Хоба, или иначе Анчериха, 3) Волноваха, или Багасу... .

Расположены эти селения, большей частью по речкам Кальмиусу, Калъчику, Калке, Волчей и Ялам.

( Из примеч.14): Грекам должно было быть отведено 1237471 десятин земли, каковой в натуре при генеральном размежевании оказалось 730055 десят. Из этой земли впоследствии оставлено грекам на число душ по 7 ревизии по 30 десятин на каждую ревизскую душу, излишняя земля понступила в казенное ведомство)... .

Вот приходы, в которых христиане употребляют... язык крымскон-татарский: I) Мариуполь, 2) Мангуш, 3) Ески-Крым, 4) Игнатиевка, 5) Бешев, 6) Карани, 7) Ласки, 8) Старый Керменчик, 9) Новый Керменнчик, 10) Богатырь, II) Камара, 12) Улакли. А в остальных селениях жители говорят на греческом языке".

Возможно С. Серафимов был одним из первых, которые попытались проанализировать язык крымских "понтийцев". Судя по всему он склоняетнся к выводу о том, что истоки этого языка восходят к дорийскому диналекту: (с.27) "Так как речь эллинизирующих мариуполъцев отличается необыкновенной грубостью и отверзстым выговором буквы_"а", то спранведливо можно заключить, что предки их принадлежали к дорическим, или эоло-доряческим племенам древней Эллады. В сам ом деле, между язынком их и нынешним - новогреческим,.,. происходящим от аттического языка, весьма резкое различие.

 

Новогреческий

Мариупольский

Перевод

ЁсЇ▐ё

Ї▄Їс

Отец

сїЇ№Є

сЇ№Є

он

▐ышх

▐ёш

пришел

Ё▐усщэх

є¤ёх (влеки, тащи)

пойди

¤Ё▐ух

ф▄тчэ

пошел

яїъ ▌ўхщ (др.гр.)

ъ'хшь

не имеет

є¤эЇ¤ўящэхщ

шиндишен

разговаривает

Мариупольцы греческую букву ў во многих случаях выговариванют как русское Ш ... . Впрочем замечательно, что и в этом глубоко поврежденном наренчии внимательный наблюдатель может слышать такие древние эллинизмы, каких не найдешь и в облагароженном разговорном греческом языке.

Например:а ф▄тч явно есть то же, что древнее фщ▌тча - "переншел, прошел"; вместо новогреческого "Їщ х▀эсщ - что такое?" мариупольцы говорят "Їщ хэ" - и это ближе к древнему: "Їщ ▌эщ", употребляемому вместо хєЇ▀; слово хЁщўх▀ёчєс - в разговорном новогреческом языке почти не употребляется, а мариупольцы употребляют, хотя в весьма исковерканом виде: Ёш▐ёєс (ш-русск.) - "я начал, я предпринял"; частинца отрицательная яїъ также сохранилась у них, тогда как в новогренческом языке вместо нее употребляется неправильная частица фхэ ".

Разумеется, требуется более подробное изучение языка азовских греков (которое, кстати, проводится в последнее время), чтобы сделать однозначные выводы. Но данные не противоречат предположению о херсонеском происхождении основной части современных крымско-"понтийских" греков.

Книга С. Серафимова важна и тем, что в ней перечислены многие обычаи и праздники мариупольских греков, от "панаира" - общинного греческого празднества - до мелких церковных.

Какой была судьба этих греков на новых местах? Как было сказано, грамота Екатерины, подтвержденная Павлом I и Александром I, давала мариупольским грекам множество привилегий, в том числе в широких пренделах местное самоуправление, собственный суд, запрет на поселение лиц других национальностей без желания греков и многое другое. Но со временем эти права начали урезываться, пока греки не были уравнены в правах со всеми другими гражданами России. Началось это уравнивание с сокращения земельных площадей, отданных в вечное пользование грекам, а кончилось упразднением в 1859 году органов греческого самоуправленния и собственного суда. Здесь было разрешено селиться людям негренческой национальности. С этих пор доля греков в собственно г. Мариунполе и мариупольском уезде начала быстро снижаться.

Каково современное положение азовских греков? Пожалуй, на сенгодняшний день это единственная группа греков, сохранившая компактнность расселения и определенные этнические черты. Ныне территория размещения мариупольских греков входит в Донецкую область УССР (Укнраины) и потому их часто называют также донецкими греками. Греческие села располагаются в районах: Великоновоселовском, Волновахском, Старобешевском, Володарском, Першотравненском и Принморском. Сохранилось греческое население также и в городе Мариупонле (с 1948 года город именовался Ждановым; недавно название восстановлено). Но город особенно после революции, стал довольно крупным промышленным центром. В настоящее время доля греков в нем по неконторым данным не превышает 5%. О его трансформации в течении XX века могут служить две справки, извлеченные из Малого энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона (1905г.) и Краткой Советской энциклопендии (1953 г.)

1905 г.: "Мариуполь - уездный город и порт Екатеринославской губернии на Азовском море, близ устьев реки Кальмиуса. Жителей - 41 тысяча человек. Уезд тоже носит название Мариуполь. Насчитывает 8065 кв. верст. Жителей 287 тыс. человек: 61% русских (преимущественнно малороссов), около 20% греков и 8% немцев, остальные - татары, евреи и др. Основное занятие - земледелие и скотоводство. На севенро-востоке уезда имеется каменный уголь, по р. Кальмиусу - магниевые руды и медь".

1953 г.: "г. Жданов (до 1948 г. - Мариуполь) - город в Сталинской области УССР. Назван в память А. А. Жданова (умер в 1948г.). Порт на Азовском море, железнодорожная станция. В 1926 г. было 64 тыс. жителей, в 1939 г. - 222 тыс. жителей. За годы советской власнти построены крупный металлургический завод "Азовсталь", трубопронкатный, машиностроительный, коксохимический и др. заводы. Имеются металлургические институт и училище".

В настоящее время приазовские греки насчитывают около ста тысяч человек и составляют примерно треть всех греков, населяющих Советский Союз. Примерно половина приазовских греков эллиноязычны и говорят на пяти диалектах, фонетически близких к говорам Северной Греции. Кроме того, жители села Гурзуф и поселка Ялта (выходцы из одноименных крымских городов) отличаются от остальных эллинофонов особым говором и песенным репертуаром.

Материальная и духовная культура греков Приазовья отличается большой самобытностью. Она унаследовала некоторые элементы античной культуры, которыми в последнее время даже заинтересовались этногранфы и лингвисты. Так, в предисловии к сборнику "Сказки Сартаны" (сенло Сартана переименовано теперь в поселок "Приморское") сказано его редактором языковедом проф. А. Белецким: "В фольклоре греков Приазонвья до сих пор сохраняются остатки древней культуры, что когда-то цвела на их далекой родине. Их хороводные танцы напоминают описание танца в ХУШ песне "Илиады" Гомера, для их сказок характерен тот конлорит... Византии, что восхищает нас в сказках Эллады.,.".

За последнее десятилетие появились статья, посвященные этнонграфии, языку и истории азовских греков (см., напр. [41]). Но сумеют ли греки сохранить и далее свою самобытность, это вопрос скорее времени, чем чьих-то усилий. Только территориальная или хотя бы административнная автономия могли бы остановить процесс ассимиляции, но на это, виндимо, нет смысла рассчитывать.

 

 

(Далее)ааааааа Home pageаа

 

а

Hosted by uCoz