Раздел 4. Национализм, как иллюстрация этологии

 

аааа Национализм Ц это вера в избранность своей нации и неполноценность других наций.

аааа Уделить большое внимание национализму меня заставляет не только судьба греков, но и глобальность этого явления. Судьба греков Ц просто хороший образец для иллюстрации этого явления. И хотя мы снова будем рассматривать пример Грузии, следует подчеркнуть, что такие же проблемы, зачастую с более трагичными последствиями мы видим во всех концах земного шара, и как ни странно (но наука это объясняет), зачастую в самых развитых странах. Немецкий национализм во времена Гитлера слишком хорошо известен, чтобы об этом рассказывать подробно. Издевательства над арабами во Франции продолжаются до сих пор. В Англии время от времени белые избивают негров и индусов. Что представляет собой проблема Ольстера, как не проявление национализма с опорой на религиозную дифференциацию. Не до конца утихли в Америке расовые проблемы: противоречия здесь существуют не только между белыми и афроамериканцами, но между последними, мексиканцами, евреями, пуэрториканцами и пр., хотя все они относятся к нацменьшинствам. Пожалуй, нет точки на земном шаре, гдеа отсутствовали бы национальные противоречия.

аааа Что случилось с Земным шаром в ХХ столетии? Что новое дало толчок развитию национализма? Может быть, правы марксисты, обвиняя в этом (впрочем, как и во всем прочем) развитие капитализма? Или это проявление все тех же инстинктов в новом обличье, которые на протяжении всей истории человечества толкали людей на борьбу друг с другом?

 

Глава 1. Переадресация агрессии

 

ааааа Историки, к сожалению, редко прибегают к помощи естественных наук Ц биологии, физики и т.д. -а для толкования и объяснения исторических явлений.а Гуманитарии всегда грешат антропоцентризмом и считают, что все, что относится к развитию человечества, не имеет никакой связи с животным миром. Может быть, в этом сказалось влияние религии с ее утверждением божественного происхождения человека.а Но наша беда в том,а что человек, несмотря на то, что он Sapiens, остается, тем не менее, Homo, т.е. обычным животным со всеми вытекающими из этого последствиями. Лучше всего об этом знают этологи Ц ученые, занимающиеся выяснением поведения животных, и среди них человека. Их исследования показали с абсолютной достоверностью, что в основе социального (правильнее, группового) поведенияа человека лежат инстинктивные программы, выработанные на всем протяжении эволюции (см. работы одного из основоположников этологии К. Лоренца).

аааа Как оказалось, внутривидовая борьба, без которой эволюция животных не могла бы происходить, основывается на инстинкте. Для преодоления страха (еще более могучего инстинкта) перед противником животное наделено от природы злобой, жестокостью, которые этологи называют агрессией. Вместе с тем, нападение на особей своего вида эволюция старается предотвратить, чтобы не истребить его. С этой целью эволюция выработала дополнительные механизмы регуляции поведения, запрещающие нападение. Но беда в том, что агрессия в животном и человеке сама по себе не уничтожается, а даже накапливается и рано или поздно должна на чем-то разрядиться. В лучшем случае, как говорят этологи, агрессия переадресуется на какой-то посторонний предмет или слабое животное другого вида (вспомним как японцы лразряжают╗ свое напряжение,а помещая в отдельной комнате резиновое чучело управляющего, чтобы работники могли вымещать на нем свои эмоции; это совершено разумная переадресация агрессии, хотя, быть может, начальство и не подозревает о существовании этологии). Но часто оно переадресуется на животное своего вида, если его можно каким-то способом представить искусственно не принадлежащим к своему виду. Самый общий из такиха способов - разделение всех на "своих" и "чужих". В отношении первых запреты действуют очень сильно, а ав отношении лчужих╗ - слабее или даже вообще снимаются. Животное обычно хорошо знает "своих" - это могут быть родители, родственники, обитатели одной деревни, города и т.п.

аааа К сожалению, эта инстинктивная программа проявляется с железной необходимостью, выделяя "своих" - соседей, земляков, единоверцев, и лчужих╗ Ц всех кто не входит в этот избранный круг (вспомним деление на ларийцев╗ и лнеарийцев╗, возникающие время от времени в разных странах). Она то и оказывается ответственной за национализм и ему подобные явления. Убедившись в разрушительности этого явления, человечество постоянно пытается найти противоядие, но не всегда, как мы видим, успешно.

аааа Наша история, т.е. описание событий, относящихся к некоторым конкретным группам людей является сама по себе хорошей иллюстрацией выводов этологии.

 

Глава 2. Истоки национализма в Советском Союзе

 

аааа Существует своеобразие в появлении и развитии национализма в Союзе и других соцстранах. Дело в том, что одной из основополагающих доктрин коммунизма является интернационализм, т.е. нечто, прямо противоположное национализму. Национализм здесь постоянно подавлялся, и, тем не менее, он возник и развивался. (Более того,а его вспышка почти во всех странах социализма после крушения соцлагеря (например, в Восточной Германии) является прямым подтверждением этологии: накопившаяся агрессия, наконец, нашла выход). Почему это происходило и как?

аааа Все люди стремятся к лидерству, но существует небольшой процент людей, у которых это стремление ярче выражено, и это соответствует канонам этологии. Но существует здесь один чисто человеческий фактор, мало связанный с этологией: вот, что чисто лразумное╗ появилось в процессе развития обществ Ц эксплуатация инстинкта агрессии для достижения доминирования в группе. Это, конечно, не означает, что только эксплуатация этого инстинкта позволила таким людям добиться успеха. До того, как заняться эксплуатацией агрессии, человечество использовало все остальные инстинкты. На этом мне хотелось бы остановиться, так как этот вопрос, как мне кажется, представляет интерес для анализа истории.

ааааа Социальная организация и производительные силы общества трактуются, как надстройка и базис,а связанные почти взаимно-однозначно. Как показывает анализ исторических фактов, эволюция социальной организации общества и эволюция производственной организации всегда шли независимо, хотя и не без взаимного влияния. В противоречии с идеями Маркса оказалось, что могут существовать государства с высокоразвитой промышленностью, но с отсталыми социальными отношениями.

аааа Эволюция социальной организации, по-моему мнению, заключается, в основном, в эволюции способов борьбы за власть.а Можно насчитать несколько ступеней изменения этих способов (для краткости, лправил игры╗), в соответствие с которыми по разному оформлялась борьба за власть. Также, как большинство других человеческих навыков, правила игры эволюционировали на основе проб и ошибок и отбора наиболее прогрессивных форм (прогрессивных Ц здесь означает: дающих преимущество тем, кто их принял).

аааа Понятно, что всякая борьба за власть опирается на силу, которая представляет собой способность вызвать страх. Форм силы много: физическая, экономическая, религиозная и т. д.. На этапе родового строя основной, по-видимому, выступала обычная физическая сила (разумеется, не обязательно одного человека, но и группы). Именно на этой силе основано появлениеа царской власти.

ааааа Но попытки людей нейтрализовать инстинкты начались уже в древности. Уже в Древней Греции зародилось сомнение в правомерности права физической силы. Из этого выросли попытки демократического устройства общества. Но при подавляющем преобладании обществ, скрепленных физической силой,а демократия не могла развиваться дальше. Эволюция пробовала и другие варианты. Как неоднократно подчеркивалось, христианство только потому так быстро завоевало массы бедных людей, что отвергало право физической силы, провозглашая равенство своих адептов хотя бы перед богом. Разумеется, после утверждения церкви, как самостоятельной силы, в ход снова было пущено право физической силы. Но существенную роль стало играть религиозное и экономическое подавление. Поэтому средневековье отличается разнообразием доводов для оправданияа и осуществления насилия. Если тысячелетие назад Брен мог бросить свой меч на чашу весов и воскликнуть лгоре побежденным╗, то в средневековье уже не решались сказать просто: лты виноват лишь тем, что хочется мне кушать╗. Для объявления войны, для порабощения людей изобретали все более изощренные доводы: религиозные, исторические, нравственные, расовые и прочие. Крепостное владение людьми мало, чем отличалось от греческого и римского рабовладения по форме насилия, но существенно отличалось в оформлении правовых отношений.

ааааа Переход от натурального хозяйства к наемному труду, т.е. от феодализма к капитализму,а характеризовался новым изменением правил игры. Поскольку все большую силу приобретала масса трудящихся, тем, кто претендовал на лидерство, пришлось и приходится изобретать новые способы для достижения насилия, поскольку все остальные уже не действовали. Вот тогда то существенную роль в этом деле стал играть национализм. Этому помогло и помогает до сих пор то, что пропаганда мира и ненасилияа приводит к накоплению в обществе агрессии. Призыв лидера к объединению лсвоих╗а для подавления лчужих╗ дает часто огромное преимущество этому лидеру.

ааааа Национализм, конечно, проявлялся и раньше. Он присутствовал в родовом обществе (гордость за свой род, племя), в рабовладельческом (греки чувствовали себя греками перед лицом варваров и, вместе с тем, жители афинского полиса отличали себя от спартиатов) и т.д.. Но на прежних этапах развития, пока не была принята, условно говоря, лДекларация прав человека╗ национализм был не очень нужен. Теперь ничего другого не осталось, как воспользоваться им.

 

 

 

1. База национализма в Союзе

 

ааааа Было бы неверно считать, что национализма на территории Союза появился только с началом Советской власти. И до этого существовал великорусский национализм, и национализм малых народностей, входящих в состав Российской империи. Российская империя вобрала в себя огромное число народов, стоящих на разных уровнях развития, чаще всего более низком, чем Россия. И этот факт не может быть опровергнут такими доводами, что письменность и культура пришли в некоторые из них раньше, чем в Россию (это часто можно слышать в Грузии). Нет сомнения, что греки заложили основы европейской цивилизации, но разве можно сравнить Грецию XIX века, только сбросившую с себя 400 лет турецкого господства, с развитыми странами Европы.

ааааа Управление провинциями Российской империи производилось, в основном, русскими (также, как в Британской империи, насчитывавшей в начале ХХ века 300 млн. населения, производилось англичанами). При этом русское управление не исключало участие в нем местных кадров (о чем свидетельствуют многочисленные случаи). Но беда была в том, что подготовка местных кадров в большинстве случаев была низка, что и ограничивало иха участие в общественной жизни. Со временем в среде этих провинциальных народова появилась своя образованная прослойка Ц национальная интеллигенция, которая стала претендовать на власть. Судя по историческима и сегодняшним данным эти претензии не всегда были обоснованы, но честолюбие нельзя успокоить разумными доводами. В попытке вырваться в лидеры эта интеллигенция начала активно использовать национализм. Это особенно было выгодно потому, что основная масса населения провинций была совершенно невежественна и легко верила вымыслам и обоснованиям своего величия. Тот факт, что национальная интеллигенция очень мало была обеспокоена судьбами простого народа, доказывается тем, что русский народ не имел никаких преимуществ перед другими народами России и толкать его к переменам значило поставить в худшие условия.

ааааа Коммунистическое движение, как нельзя кстати, выдвинуло идею крушения империи и самоопределения наций. Национализм на этапе борьбы с империей присоединился к коммунизму, а затем частично воспользовался плодами революции (освободились Польша, Финляндия, Прибалтийские республики и на недолгий срок Украина и Грузия). Но иерархи коммунизма, спохватившись, снова подмяли под себя большинство народов бывшей империи. Начался новый виток скрытого накопления потенциала национализма.

аааа Своеобразие этого этапа заключалось в том, что при установлении коммунистического режима лучшая часть интеллигенции дореволюционного времени была истреблена или выслана за границу. Новая интеллигенция, не имеющая традиций и подготавливаемая второпях, была ниже прежней по уровню эрудиции и запасу гуманности. Огромное отрицательное влияние на развитие событий оказало такое, казалось бы сверхположительное явление, как обязательное среднее образование, принятое с первых же дней Советской власти и неукоснительно выполнявшееся. Подавляющая масса учителей и преподавателей, особенно национальных школ, была плохо подготовлена, но обладала огромным запасом претензий, как и всякий слой людей, только недавно повысивших свой статус. В их руках оказалась самая массовая трибуна и самый чувствительный и восприимчивый слушатель Ц дети. Неглубокое знание истории, отсутствие широты мышления и претензии сделали национальных школьных и институтскиха учителей и преподавателей проповедниками национализма. Вот почему национализм оказался таким массовым в этих республиках и вот почему он так устойчив до сих пор. В этом смысле Россия резко отличалась от нацреспублик. Во-первых, уровень подготовки учителей и преподавателей здесь был значительно выше; во-вторых, русский национализм, как мы отмечали, активно подавлялся. (Пожалуй, только послеа начала Перестройки национализм в Росии вырвался на волю и сейчас стал заметен).

аааа Как только (с 1986 года) центральная власть делегировала некоторую часть самостоятельности всем государственным образованиям (республикам, автономиям и прочим), национализм мгновенно проявился в самой отвратительной форме. Началась борьба за власть между новой интеллигенцией, с одной стороны, и коммунистическими держателями власти, с другой, а также между различными группами интеллигенции. И одной из серьезнейших опор в этой борьбе стал агрессивный национализм (кстати, чуть позже пришлось его взять на вооружение и коммунистам). Разумеется, ни один манифест, ни одно выступление, ни один призыв с любой стороны не обходятся без уверений в том, что это делается для счастья народа; но те, кто действительно понимают, что счастье народа не в разрушении, а в созидании, что счастье невозможно строить на лжи, оттеснены на задворки. Каждый линтеллигент╗ рвется сказать свое лЯ╗ , не обращая внимания на то, что все вместе их голоса составляют какофонию.

ааааа Поразительным фактом Перестройки, выявившим полную неспособность новой интеллигенции вести страну к той цели, о которой они так много говорили до и в начале Перестройки, будучи в оппозиции к коммунистам, и продолжают говорить сейчас, явилась неспособность их создать одну-две мощные партии, которые могли бы перенять власть у партии коммунистов и последовательно осуществить переход к демократии и капитализму. И дело вовсе не в том, что в этом им оказывала сопротивление коммунистическая партия Ц с 1986 года она была полностью деморализована Горбачевым. Напротив и более того, партии были созданы, но в таком огромном количестве и с такими противоречивыми требованиями, что тотчас началась борьба между ними. Никакие старания лидера Перестройки Горбачева и других разумных политиков, среди которых можно назвать председателя Демократической партии России Травкина, консолидировать людей, к результату не привели.

ааааа В результате борьбы всех со всеми основным контингентом органов управления (парламентов, исполкомов и прочих советских органов) стали демагоги-проходимцы. Об их уровне свидетельствует тот факт, что некоторое их число ранее сидело в тюрьмах и отнюдь не за политические мотивы (в печати и по телевидению демонстрировались выписки из судебных дел некоторых парламентариев; об этом знали обычные граждане, но не могли помешать приходу к власти таких людей).

ааааа В национальных республиках основное острие национализма было направлено против русских (локкупантов╗, лпоработителей╗). Об абсурдности этого утверждения мы уже говорили выше. Правда заключается в том, что локкупантами╗ во всех уголках Союза являлись коммунисты (в том числе и национальные), диктатура которых не признавала никаких национальных различий. Сама Россия потерпела от этой локкупации╗ гораздо больше, чем другие республики, ибо имела все предпосылки после буржуазной февральской революции 1917 года выйти в передовые капиталистические державы мира. При тех запасах природных богатств и интеллекта, что были у России до октябрьского переворота, она (т.е. собственно РСФСР, без союзных республик) за эти 70 лет достигла бы уровня жизни, который ни в каком случае не смогли бы иметь Союзные республики.

ааааа Все эти несправедливые претензии и зависть вызвали в русских ответную реакцию: русский национализм начал проявляться открыто.

 

1.       Русский "национализм"

 

аааа Здесь речь пойдет только о русском национализме в советское время. Каким он был в царское время и не явился ли тот национализм основой для нового, сказать трудно. Смена идеологии и колоссальная потеря людских ресурсов за годы становления социализма не позволяют однозначно сказать лда╗, но, возможно, связь имеется. В данном случае интерес представляет не она, а наличные факты, на которых мы вкратце и остановимся.

аааа Во-первых, отметим, что русский национализм никогда не был явным и действующим. Скорее всего, это явление следует назвать даже не национализмом, а злостью на несправедливость жизни (поэтому мы ставим это слово в кавычки). Ощущая себя великим народом, русские не могла понять, почему они живут хуже, чем многие окружающие народы, многим обязанные им.

аааа Во-вторых, отметим, что носителями национализмаа в России в советское время, в подавляющем числе случаев, были малообразованные слои общества; гораздо реже интеллигенция. Во-вторых, в отношении греков он проявлялся не прямо, а опосредованно. Что я имею в виду?

аааа Русский "национализм" проявлялся в трех ипостасях, в соответствие с тремя группами народов, с которыми сталкивались русские и вступали в какие-то взаимоотношения. Во-первых, это антисемитизм; во-вторых, ланти╗ в отношении южных народов, которые явно отличались от русских (темноволосостью и некоторой смуглостью, чертами лица и поведением); в-третьих,а такое же ланти╗аааа в отношении монголоидных народов.

аааа Сначала анти-южное и анти-монголоидное не носили жесткого неприятия этих народов. С одной стороны,а этот национализм не был направлен на конкретный народ, поскольку все южные и монголоидные народы входили в состав Союза на равных основаниях и выделить кого-то из этого конгломерата народов не было возможности. С другой стороны, сначала в нем отсутствовала воинственная настроенность, т.е. неприятие и стремление избавиться. Это, по-видимому, было связано с тем, что русские чувствовали себя до поры до времени на более высокой иерархической ступени (по уровню культуры и жизни). В худшем случае можно было услышать: лА, эти косоглазые, да мы их научили стоя с-ть╗; или лчернож-пые звери, обезьяны и т.п.╗ в отношении южан.а Но позже, когда выявилась большая приспособленность южан по сравнению с разоренной коммунистами и приниженной Россией, их экономическое преимущество, национализм стал приобретать более воинственный характер. Это особенно проявилось в конце Перестройки, когда Россия была доведена до бедственного состояния. Над ними стали откровенно насмехаться, гнать, издеваться, если представлялся случай, но это никогда не принимало массовый характер.

ааааа Антисемитизм также никогда не носил официального или открытого характера, но имел свои особенности по сравнению с вышеописанными ланти╗. Во-первых, объектом антисемитизма были не группы народов, а конкретный народ Ц евреи. Во-вторых, здесь национализм затрагивал в большей мере интеллигенцию. В-третьих,а здесь не могло быть пренебрежения и насмешки, поскольку евреи не уступали русским в уровне цивилизованности.

аааа Но в остальном, в антисемитизме не наблюдалось ничего такого, что не было бы в любом национализме, и причины его возникновения, по-видимому, совершенно те же, что и в других случаях. Нетрудно видеть, что национализм возникает исключительно в отношении тех народов, с которыми данному народу, носителю национализма, приходится конкурировать. Волей истории евреи, выселенные в первых веках нашей эры с родины, расселились по всем окружающим Палестину странам и вошли в отношение конкуренции с народами, в среде которых они поселись. Довольно высокий накал этого конкретного национализма по сравнению с другими, мне кажется, объясняетсяа двумя совершенно объективными факторами: высокой конкурентоспособностью евреев, как народа, и противостоянием религий еврейской и религии народа-лнационалиста╗ (в основном, христианской и мусульманской).а Священнослужители той и другойа старались не допустить переход своих адептов в лоно конкурирующей религии, старались сплотить их вокруг материнской церкви за счет, так сказать, лцерковного национализма╗, который, разумеется, перерастал в обычный народный национализм.а Антисемитизм почти не приобретал агрессивного характера, а только характер недовольства.

ааааааа Поскольку греков ва собственно Россииа было мало, иа их конкурентоспособность не превышала таковую основного населения, национализм конкретно по отношениюа к грекам, фактически, не существовал.а Но греки принадлежат к южному типу вида Homo, в основном черноволосы и смуглее основной массы русскиха (русская нация вобрала в себя не меньше народов, чем американцы,а но все они принадлежат к расам умеренной зоны;а здесь наблюдается такая же вариабельность типов, но основой все же является северная светловолосая раса). Конечно, греки имеют определенные расовые отличия по сравнению с другимиа южными народами, но для русских, которые редко сталкиваются с этими последними, эти отличияа не значащи.а Поэтому относительно греков проявлялся некоторый собирательный люжный╗ национализм: их воспринимали, как грузин, армян, евреев и т.д.. и могли наградить эпитетом лчернож-пый╗, лармяшка╗, лжид╗ и т.п.. Соответственно и отношение могло быть агрессивным. В среде интеллигенции такой национализм проявлялся редко.

ааааа Возникает вопрос, почему существовал и в России настойчивый уклон к ассимиляции греков (и других)? Думаю, это не было связано именно с обывательским русским национализмом. Возможно, по представлениям идеологической верхушки народ, не признаваемый принадлежащим полноправно к лсоциалистической╗ семье народов, необходимо было сделать таковым,а лисправив╗ его национальность.

 

аааа

 

Глава 2. Этологические закономерности

ааааа

ааааааааааа 1. Началоааааа

 

ааааа Чтобы яснее представить себе картину развития национализма в Союзе, мы рассмотрим конкретный и яркий образец развития национализмаа в Грузии и, в частности, в Абхазии, испытать который пришлось и грекам.

аааа Судя по всему ростки национализма стали пробиваться в Грузии еще в конце XIX Ц начале ХХ века. Как ни странно, в этом участвовали Илья Чавчавадзе и Акакий Церетели Ц действительно талантливые и высокообразованные литераторы. Один из примеров (к счастью, вполне безобидный), касающийся греков: в своей газете лИверия╗ (1891, N 32) Чавчавадзе писал о известном хирурге, открывшем в Грецииа клинику и лечившем греческого короля Ц о Катанове, представляя его в качестве своего соотечественника Катанишвили ( газета л═хс ЇчЄ ╠яєўсЄ╗, 22 окт. 1989). Катанов действительно был соотечественником Чавчавадзе, поскольку происходил из грузинского района Цалка, но был греком и по утверждению его родственников, до сих пор живущих там, никогда не писался Катанишвили. Характерно, что во время борьбы за власть во время Перестройки (1986-1991 гг.) в Грузии возникли общества Чавчавадзе и Церетели с сугубо националистическими лозунгами. Зародились ли эти лозунги еще тогда или возникли на более позднем этапе, сказать не всегда возможно. Кажется еще в то время возникла и муссируется до наших дней версия происхождения Петра Великого от какого-то из представителей рода Багратионов, с которым царица, мать Петра, имела любовную связь (иначе как объяснить гениальность Петра). Но вот версии происхождения Сталина от наследника царского престола или от Пржевальского возникла конечно уже в советскую эпоху.

ааааа Перейдем к нашему времени.а Все расспрашиваемые мной жители Абхазии, не только греки, но и другие (а грекам можно доверять, ибо в этих перипетиях они были страдающей стороной) единодушно утверждали, что до установления Советской власти в Абхазии (1921) и некоторое время после этого (вплоть до 1936 года) национальных проблем здесь не было. Русские, греки, абхазы, мегрелы, грузины, армяне, евреи и другие жили по своему, но без предъявления каких-либо претензий друг к другу, без ущемления прав по национальному признаку. Того же мнения придерживается и дочь Сталинаа - Светлана Аллилуева (Двадцать писем другу. 1963 год), которую, несомненно, трудно обвинить в предвзятости или нерасположенности к Грузии. (Письмо 6:а Е.во всей нашей семьеа Грузия жила как родина. Для всех, -- для бабушки с дедушкой, для мамы, Грузия, с ее солнечным изобилием, с ее горячими чувствами, с ее изяществом, врожденным у князей и крестьян, -- этот необыкновенный край, воспетый русскими поэтами, жил в нашем доме совсем не потому, что это была родина отца. Как раз он сам, быть может, меньше всех ею восхищался). По ее свидетельству л(Письмо3). Ев те годы (до начала сороковых годов Ц авт.) "национальный вопрос" как-то не волновал людей, -- больше интересовались общечеловеческими качествамиЕ. (Письмо 4)ЕВсе это очень интересно описано в его (деда Светланы - авт.)а воспоминаниях, -- Грузия тех лет, влияние передовой русской интеллигенции на грузинское национально-освободительное движение и тот удивительный интернационализм, который был тогда свойственен закавказскому революционному движению (и, который, к сожалению, иссяк позже)╗. И, как конкретизация сказанного, выдержка из письма 7: лОни оба (А.С.Сванидзе - брат первой жены Сталина, и его жена - авт.) были европейцами в самом лучшем смысле этого слова. Когда я вижу теперь узкий, мелкий, какой-то мещанский национализм грузин, эту их бестактную манеру говорить по-грузински при тех, кто не понимает этого языка, стремление все свое выхвалять, а все прочее ругать, -- я думаю: Боже! Как были далеки люди от этого в то время! Как мало придавали значения этому проклятому "национальному вопросу"! И какая дружба, какое доверие связывало людей между собой, -- разве люди заняты были постройкой дач, приобретением машин, мебели?...╗.

ааааа До 1936 года Абхазия находилась под управлением абхазцев и являлась такой жеа Советской республикой, как и Грузия. Почему национализм Ц ни грузинский, ни абхазский - не появился на этой земле с самого начала? Не уверен, что смогу точно ответить на этот вопрос, но, несомненно, сказались некоторые особенности развития Абхазии.

ааааа Во-первых, многие исследователи сходятся на том, что причина кроется в своеобразии развития абхазского общества. Абхазия в то время, когда вошла в состав России, находилась на этапе перехода от родового общества к феодальному. Хотя абхазы не были богаты (жили, пожалуй, даже скудно), но они не были ни в каком смысле пролетариями. Здесь уже появились князья, но еще не было крепостных крестьян. Крестьяне, т.е. основная масса абхазов, были вполне свободны, хотя и платили подати своему князю. Они имели, пусть бедное, но свое независимое хозяйство, и каждый из них был воином, способным отстаивать свое достоинство.а Они не были унижены и оскорблены в своей бедности или в правах, а потому не испытывали ненависти к лбуржуазным╗ эксплуататорам, князьям или другим народам, живущим более богато. В коммунистическом движении участвовало мало абхазцев и скорее ради удальства и завоевания конкретной власти, чем с целью борьбы с какими-то классами. Важно, вероятно, и то, что менталитет абхазов включает вполне умеренную (или лучше сказать, нормальную) дозу тщеславия.

ааааа Второй причиной можно назвать ту, что руководителем Абхазии, председателем исполкома Абхазии с первых же дней установления Советской власти был назначен абхазец Нестор Лакоба, бывший боевик компартии, сохранивший, как ни странно, расположение Кобы Джугашвили (Сталина). Это давало ему огромную власть и авторитет, о размерах которой свидетельствует следующий факт. Повсеместно к власти приходили первые секретари компартии, а в Абхазии первый секретарь Ладария играл номинальную роль.

аааа Нестор Лакоба происходил из абхазских крестьян и имел вышеописанный менталитет. Получив власть, он, видимо, не чувствовал необходимости проливать кровь и разорять людей по причине чисто личного, абхазского свойства Ц отсутствия униженности и зависти. Конечно, не следует его идеализировать. Думается, он вовсе не был лборцом за народное счастье╗, а просто разумным человеком без комплекса неполноценности. Он с равным доверием относился к представителям всех национальностей, в том числе и к грекам. Хотя центральные посты в правительстве занимали все же абхазцы, но на многих ответственных должностях работали греки, русские, армяне, мегрелы, грузины и др..

аааа Полной противоположностью ему был человек, который его уничтожил и прибрал к рукам власть не только в Абхазии и Грузии, но приобрел колоссальное влияние ва Кремле. Я имею в виду Л.П.Берия. И поскольку диктатура пролетариата подразумевает абсолютную власть, то именно личные черты Берии и его команды определили прямо противоположные результаты и в национальной политике, и в других вопросах жизни народов Абхазии.

аааа Большинство жителей Абхазии, переживших те трагические годы, полностью сходятся в том, что грузинский национализм был насажден сверху именно тогда, и основным его проводником был Берия. До того момента ни у абхазцев, ни у греков или армян и прочих не было основания подозревать средних жителей Грузии в национализме. Даже национализм меньшевистского правительства не затронул взаимоотношений обычных граждан Грузии и Абхазии (может быть, из-за кратковременности их правления в Абхазии и в Грузии вообще).

 

2. Сталин и национализм

 

ааааа Для истории не только коммунистической религии, но и для моделирования подобных моментов в истории человечества было бы весьма интересно и полезно проследить карьеру людей типаа Сталина и Берия. Такого рода деятели с самого начала почти закономерно составили и верхний, и нижний эшелон Советской власти, как о том свидетельствует недавно проанализированный в Советской печати Смоленский архив [а ] .а Но смею утверждать, что не зная психологии жителей Грузии, ее обычаев и исторических особенностей, невозможно до конца понять, как и почему именно Сталин сумел приобрести и сконцентрировать в руках такую необъятную власть, а также понять способ его действий. Аналогичный интерес представляет собой и фигура Берии: исследование психологического облика Берии, повторившего по сути дела карьеру Сталина,а может служить уже доказательством неслучайности восхождения к власти такого типа людей.

аааа Об этих людях написано немало, выявлены многие доступные на сегодня официальные данные. Нет смысла повторять их. Я попытаюсь дать взгляд на них лизнутри╗, в свете тех сведений, оценок и параллелей, которые исходят от местных греческих, абхазских и грузинских источников. Думаю, что русскиеа и иностранные историки, не жившие в Грузии,а ошибаются, пытаясь очень глубоко осмыслить некоторые стороны сталинизма, тогда как в нем все ярко примитивно.

аааа Нет оснований утверждать, что грузинский национализм поддерживался Сталиным. В данном случае грузинское происхождение Сталина использовалось в Грузии, как средство ободрения националистов, но каких-либо прямых указаний со стороны Сталина, по всей вероятности, не было. Сталин стал просто символом националистического движения Грузии.

аааа Причина этого, скорее всего, кроется в том, что в г. Гори, родине Сталина, не чувствовалось никакого унижения грузинского населения со стороны какого-то другого и не было особых причин требовать особых преимуществ. Происхождение, детские годы, учение в семинарии Ц здесь ничто не могло толкнуть его к воинствующему национализму. Марксизм, которым Сталин увлекся (надо сказать,а точно в соответствии с его происхождением) еще в семинарии, проповедует интернационализм. Борьбу за власть Сталин начал уже вне Грузии, поэтому у него также не было причин опираться на национализм. К тому же, такое огромное тщеславие не может ограничиться узкими национальными рамками. Политика Сталина в отношении республик и народов подтверждает его безразличие к этому вопросу. Основной вопрос,а который волновал его:а кто Ц за него, а кто Ц против, без различия национальности. Пример такого безразличия Ц отношение к Абхазии: будучи уверен в верности абхазца Нестора Лакоба, он позволял ему вести независимую от Грузии политику; Абхазия именовалась тогда Советской Социалистической Республикой Абхазия и входила в состав Грузии только по союзному договору. Более того, дальнейшая плачевная судьба Абхазии опять-таки, как показывают документы (Лакоба С. [ ]), была связана с недовольствома одним человеком Ц Н. Лакобой, отказавшимся возглавить НКВД СССР взамен Ежова.

аааа Прибыв из Казахстана на родину в Абхазию (после 1956 года)а греки встретили в основной массе картвельского населения прежнее восторженно-почтительное отношение к Сталину, несмотря на все разоблачения Хрущева.а Большинство из них считало эти разоблаченияа следствием борьбы за власть и желанием упрочить свой авторитет по контрасту с предшественником, а не действительными фактами. О Сталине с представителями других национальностей картвелы говорили мало, перенеся его образ в разряд внутренних национальных ценностей.

аааа Местные жители, некартвелы рассказывали, что в 1956 году, после выступления Хрущева на съезде, картвелы пытались силой восстановить лсправедливость╗ и опротестовать критику Сталина. Вспоминали, что в день рождения Сталина 5-го марта по Грузии и особенно в Тбилиси прокатилась волна манифестаций, с требованием реабилитировать имя Сталина. Рассказывали, что были случаи, когда на улицах Сухума картвелы останавливали некартвелов, ставили людей на колени и с ножом у горла заставляли людей декларировать лЗа Сталина╗. Были драки и потасовки с теми, кто не признавал величие их кумира.а Говорили, что в Тбилиси подобные демонстрации пришлось пресечь военнойа силой и много людей танками сбросили в Куру. Тогда все этоа казалось преувеличением. Но уже в годы Перестройки известный писатель Фазиль Искандер в одном из своих рассказов подтвердил картину, происходившую тогда в Сухуме. Грузинская пресса неоднократно останавливалась на событиях 1956 года, преподнося их как подавление демократии Хрущевым. К сожалению, я не имею независимых источников описания тех тбилисских событий. Разумеется, нельзя оправдать военное подавление демонстраций, но нет сомнений, что эти демонстрации носили агрессивный характер. (Как в этом случае поступают на Западе, который служит нам образцом демократии? Как ни странно, тоже стреляют: иногда пластиковыми пулями, как в Лондоне и Сеуле, а иногда настоящими, как на Канарских островах или в Ольстере).

аааа В 60-х годах и далее подобных выступлений в защиту Сталина не было, но он продолжал оставаться кумирома большинства картвелов, точнее той ее части, которая не пострадала во время его лвеликого правления╗. А таких людей (пострадавших) было немало, поскольку свою деятельность он начинал в Грузии и здесь продолжали жить те, кто его знал в молодости. Как неоднократно отмечалось в исследованиях, Сталин целенаправленно уничтожал всех, кто знал его еще до лбожественного воплощения╗, а таких в Грузии, естественно, было немало. Поэтому Грузия в процентном отношении пострадала едва ли не больше, чем любая другая республика (если добавить к этому лчистку╗ Берии, то, несомненно, больше). Тем не менее, большинство населения воспринимало его как бога.

ааааа Этими людьми репрессии оправдывались необходимостью сильной власти, борьбой с врагами народа и т.п. доводами официальной сталинской пропаганды, вполне соответствовавшими национальному менталитету. Репрессии в Грузии относили, в основном, на счет Берии. К нему отношение было в лучшем случае индифферентное, а часто даже негативное (он не сумел или не успел стать богом). На его защиту почти никто не становился, сделав его жертвой реабилитации Сталина. Очень импонировало картвелам то, что лСталин выиграл войну╗. Никакие доводы о том, что для любого полководца такой лвыигрыш╗ войны, в котором погибло в 3 раза больше собственных солдат (9 млн. советских солдат к 3 млн. немецких; 21-27 млн. общих потерь против 9 млн. немецких), чем у противника, равнозначен признанию абсолютной бездарности, ав расчет не принимался.

ааааа Ради справедливости замечу, что картвелы в этом отношении отстаивали этот тезис ничуть не более рьяно, чем русские в России, которые под лводительством гениального генералиссимуса╗ потеряли примерно пятую часть своего населения (около 20 млн). Если картвелами двигала гордость за своего соотечественника, то это можно понять; но что мешало России поверить в правду, рассказанную в 50-е годы Ц ответ, наверно, лежит в области народной психологии и инстинктов (не только русской).

а ааааНационализм в немалой степени питается гордостью за прославление представителей своей нации. лВеликий╗а без всякой меры Сталин, разумеется, вызывал национальную гордость. Поразительно другое. В Грузии были в ходу лпикантные╗ подробности биографии Сталина, но они, как ни странно, не смущали его национальных поклонников.

ааааааа Во-первых, говорили, что отец Сталинаа - Виссарион Джугашвили был по происхождению осетином (Гори, где родился Сталин, находится вблизи от Южной Осетии, но является ли лДжуга╗ осетинским именем, не знаю). На этом основании, кстати, поговаривали, что осетины тоже чтят его, как великого соотечественника. По нормам, господствующим на Кавказе и идущим от патриархата, национальность отца определяет национальность сына. Таким образом, несмотря на то, что матерью Сталина была грузинка, следовало бы считать Сталина осетином. Однако жажда иметь великого соотечественника заставляла картвелов забывать об этой тонкости.а Положение несколько изменилось в последнее время, когда осетины стали врагами грузинской нации: при критике Сталина картвелы иногда ссылаются на то, что он не был картвелом.

аааааа Во-вторых, в Грузии была распространена версия происхождения Сталина, по которой отцом Иосифа был не сапожник Ц пьяница Джугашвили, а некто другой, весьма талантливый человек.а В числе претендентов на звание отца Сталина фигурировали разные князья и даже наследник Российского престола. Довольно широко была распространена версия о том, что счастливым отцом лвеликого вождя╗ был путешественник Пржевальский, на которого Сталин действительно похож. Легенда сообщала о том, что якобы мать Сталина служила горничной у каких-то князей, у которых гостил то ли родственник царя, то ли Пржевальский. Разговор о нравственной стороне дела не поднимался, хотя внебрачные связи со стороны женщины особенно в то время осуждались неукоснительно. Подразумевалось, что для появления такого гения не грех было изменить мужу.

ааааа Можно было бы отмахнуться от этих воистину типичных восточных генеалогических изобретений, если бы случай не помог мне выяснить некоторые, по-видимому,а действительные факты (сомневаться в них у меня нет причин). Однажды я присутствовал при разговоре на эту тему с глубоким стариком Ц грузинским евреем, равином Мамисваловым. Этот человек отличался глубокой набожностью и порядочностью и не стал бы, по мнению всех, кто его знал лгать и придумывать небылицы. Разговор зашел о происхождении Сталина и о гипотезе отцовства Пржевальского. Старик замахал руками и с сильным акцентом, подбирая слова на русском (грузинские евреи говорят на грузинском и старики плохо знают русский), пояснил, что это выдумка. Оказывается, он тогда жил в г. Гори, где родился Сталин, по соседству с семьей Джугашвили. Несколько смущаясь, подыскивая менее оскорбительные слова, старик охарактеризовал мать Сталина, как лженщину плохого поведения╗. Она имела связь с некоторым богатым мясником, у которого убирала, и от него родила Сталина. Как подчеркнул старик, всем соседям об этом было известно. И этот мясник оплачивал обучение сына в духовном училище,аа ибо у сапожника Джугашвили средств не хватало даже для содержания семьи.

аааааа Народная молва не удовлетворилась такими прозаическими обстоятельствами рождения своего кумира и развила их в сказочное повествование о неузнанном принце. (Это развитие событий хорошо моделируета факты божественных биографий многих царей и даже самого посланника бога - Христа, а этология хорошо объясняет, почему бастарды довольно часто добиваются успеха в доминировании там, где обычные люди пасуют).

 

 

3.Тысячи лвеликих╗ вождей

 

аааа Интерес представляет местная кавказская оценка действий Сталина на пути к власти. Это позволяет понять и психологию восприятия этих поступков самим Сталиным. Как мы говорили, здесь само собой разумеющимся является стремление добиться цели любыми средствами: лПобедителя не судят, но горе побежденному╗ Ц так может быть оценена мораль Кавказа и Грузии, в частности. Еще одна черта картвелов, сыгравшая роль в воцарении именно Сталина Ц это огромная жажда власти и осознание ее как цели. Знание цели и неуклонное стремление к ней делают человека намного конкурентоспособнее в борьбе за власть. Ни у одного из соратников Ленина не было такого ярко выраженного стремления к власти, как у Сталина, и он закономерно занял верхнюю ступень иерархической лестницы.

аааа Я неоднократно слышал рассужденияаа картвелов о том, что русские не умеют управлять и что им это не дано, и поэтому России для управления нужен представитель другого племени. Подразумевалось Ц грузин, типа Сталина. Теперешний хаос в перестройке ими тоже объясняется этим. В чем заключается по их мнению умение управлять?а - В том, что человек должен уметь всех поставить и держать на своем месте, и любыми средствами заставить их делать то, что он хочет.

аааа В связи с этим приходилось иногда наблюдать в обычной гражданской жизни поразительные сцены: картвел, претендующий на власть или просто на лидирующее положение в группе, или уже имеющий такую власть, не прощает никогда и никому (даже друзьям) попытки не только занять свое место, но даже поколебать эту власть. Если это касается молодежи, то власть лидера восстанавливается физической силой, словесными оскорблениями и другими унижениями. Если спор за лидерство идет на более высоком возрастном уровне, когда физическое оскорбление опасно, оно заменяется любыми другими методами, не менее грубыми и жестокими. Поведение Сталина в среде своих соратников, о котором уже рассказано в последнее время, является точным слепком взаимоотношений мужчин в картвельском обществе. Когда удивляются, зачем Сталину нужна была такая жестокость в борьбе за власть, а, более того, уже после завоевания этой власти, то пытаются искать причину этой странности в паранойе, в несчастном детстве или в чем-то подобном. Такие попытки были бы справедливы в том случае, если бы Сталин был европейцем. На самом деле поведение Сталина Ц это слепок с поведения того общества и той среды, в которой он был воспитан, поведения, которое до сего времени могут наблюдать в Грузии ее некартвельские жители.

ааааа Характерным является также отношение Сталина к женщинам. Подчинение женщины мужчине до сих пор является краеугольным камнем семейной и гражданской жизни картвелов. Причем традиционность этого подчинения доказывается тем фактом, что картвельские женщины считают такой порядок правильным по сравнению с положением женщин, например, ва России.

ааааа

3.      Лаврентий Берия и законы сельской общины.

аа

аааа Л.П. Берия Ц фигура, выросшая в том же примерно псохологическом климате, что и Сталин, но, вместе с тем, существенно от него отличная.

аааа Во-первых, Сталин был грузином, а Берия Ц мегрелом, т.е. принадлежал к нации завоеванной и презираемой грузинами.а Во-вторых, Сталин был горожанином, а Берия Ц выходцем из крестьян. В-третьих, Берия вступил на путь лпостроения коммунизма╗ на одно-два десятилетия позже Сталина, когда уже более четко определилось, в чем заключается это лпостроение╗. Эти три фактора определили своеобразие пути и судьбы Берияа (я имею в виду его кончину: как Троцкий был равный среди равных перед Лениным, так Берия не мог быть признан лидером окружением Сталина и при попытке захватить власть был уничтожен).

ааааа Берия происходил из села Мерхеули, расположенного недалеко от г. Сухума на реке Мачара. Это село в отличие от большинства других грузинских и мегрельских сел, возникших после высылки греков в 1949 году, существовало еще до революции и было основано, как фигурирует это в документах царского времени, мегрельскими колонистами Абхазии. До сих пор в Мерхеули и в Сухуме живут его родственники. (Примечание 2000 года: после абхазской войны 1993 года вряд ли это так).

аааа Известно, что учился он в Горской школе, старейшей школе Абхазии, созданной царской администрацией для обучения бедных детей местных народов. Как попал он туда, сведений у меня нет. В этой же школе учились и греческие дети. Видимо, Берия был очень беден, ибо по воспоминаниям, греческие дети дарили ему карандаши и тетради.а

аааа В юности он жил и батрачил у сухумского владельца магазина Эркомайшвили. Дополнительные подробности биографии Берия нет смысла выяснять. Важно, что после революции он начал сотрудничать с ВЧК и в этом качестве работал не только в Грузии, но и в Азербайджане. Видимо, он имел чутье на дорогу, ведущую к власти, ибо ничто, как ВЧК, не олицетворяло конкретной власти большевиков. Говорить о каких-то идеалах, которые увлекли Берия на путь революционной борьбы, приходится еще меньше, чем в случае со Сталиным. Но парадокс марксизма в том и заключается, что он позволяет удовлетворять самым низменным желаниям под прикрытием идей борьбы за счастье угнетенных трудящихся. Таким лугнетенным трудящимся╗ и был Берия. Доказать безыдейность этих людей теоретическим путем не представляется возможным, ибо теория, которой они следовали, оправдывала кровавую борьбу, которую они вели за счастье лугнетенных трудящихся╗. Можно только на конкретных примерах показать, что вся борьба большевистской верхушки (за исключением, быть может, Ленина, и еще нескольких человек) сводилась к извлечению личных выгод любыми путями.

ааааа О жизни Берии многое стало достоянием гласности после его осуждения. Характерно, что ни один местный житель Абхазии не сомневался, что все, что было инкриминировано Берии Ц абсолютная правда; даже более того, все были уверены, что документально доказана только небольшая часть его преступлений. Эта убежденность зиждется на знании психологического характера и поведения такого рода людей, на примерах такого же, только меньшего по масштабам поведения местных правителей того времени. Никто не сомневался, что он мог работать и на иностранную разведкуа и, без всякого сомнения, стал бы уничтожать большевиков, если бы власть перешла к другим партиям. Ни у кого нет сомнения, что он уничтожал физически не только своих соперников, но и всех, кто его чем-то обидел. Нет сомнения и в том, что устраивал многочисленные провокации с тем,а чтобы затем обвинить и уничтожить людей,а над которыми он сам не был властен. Никто не сомневается также в том, что он любыми способами, вплоть до обычного насилия, овладевал женщинами. Более того, можно сомневаться в том, что многие его соотечественники искренне негодовали, узнав о его методах. Единственно среди кого существовало порицание его пути, это среди родственников его жертв (в основном, картвелов), случайно оставшихся в живых. Мне хочется остановиться на некоторых подробностях биографии Берия, поскольку широкому кругу читателей они продолжают оставаться неизвестными.

ааааа Какими неправдами шел Берия к власти, в Сухуме было известно задолго до его разоблачения, хотя об этом редко говорили даже в узком семейном кругу. Особенно избегали говорить об этих вещах в присутствии детей. Несколько семей в Абхазии было уничтожено из-за того, что дети проболтались об услышанном от старших. После его ареста уже рассказывали открыто подробности, а сейчас уже появились книжные изложения хода событий (см., например, С. Лакоба. Очерки политической истории Грузии, 1990).

аааа В истории восхождения Берии переплелись имена Нестора Лакоба и Сталина. Настойчивость и лицемерие Берии вынудилиа Н.Лакоба представить Берия Сталину, а затем рекомендовать его на пост второго секретаря Грузии. Став затем первым секретарем, Берия начал плести сети вокруг Лакоба с целью сместить его и поставить своих людей. Это ему не удавалось вплоть до 1936 года, пока Сталин сохранял доверие к Лакоба. Но отказавшись от поста наркома внутренних дел СССР (на место Г.Ягоды), Лакоба потерял доверие Сталина. В этот промежуток времени Берия показал Сталину, что он может быть наследником поста и дел Ягоды. Сталин делает ставку на него и отдает на растерзание ему Лакоба.

аааа Дальнейшие события развивались в быстром темпе; мы их также скоро изложим. Берия приглашает Лакоба в Тбилиси. На обеде у матери Берия его угощают отравленной рыбой. Через несколько часов Лакоба умирает с явными признаками отравления, которые констатируета его сотрудник и друг Энгелов (цалкинский грек). Врачи изымают из тела все отравленные органы и в таком виде отправляют тело в Сухум. Личный врач Н.Лакоба Семерджиев (тоже грек)а все же устанавливает отравление. В городе никто не испытывает сомнения в этой версии, хорошо зная Берию и его людей. Через несколько месяцев Н. Лакоба был объявлен врагом народа. Большая часть его родственников (многие из которых находились в дружеских отношениях с Берия),а и родственников его жены, в том числе, дети, были уничтожены. Были уничтожены не только Энгелов А. и Семерджиев И. и другие сотрудники Н. Лакоба, но и врачи, участвовавшие в обследовании.

ааааа После смерти Н. Лакоба начался процесс картвелизации Абхазии и разрастание здесь картвельского национализма. В 1937 году страшные потери ожидали абхазский народ. Почти полностью была уничтожена абхазская интеллигенция, причем сделано это было, в основном, руками нескольких абхазов,а подготовленных в недрах аппарата Берии. В конце 40-х годов были закрыты абхазские школы, абхазский алфавит был переведен на грузинскую основу.. Уже в конце 30-х годов началосьа переселение картвелов в Абхазию, которое не прекращалось даже в годы войны.а Особенно массовым оно стало после выселения греков в Среднюю Азию в 1949 году. Таким образом было достигнуто подавляющее превосходство в численности картвельского населения над абхазским. Абхазский народ был поставлен на грань исчезновения. Никто в Абхазии не сомневался и не сомневаетсяа в том, что все это дело рук лично Берия. Переход его в Кремль в 1938 году не столько избавил Абхазию от его влияния, сколько расширил поле его деятельности.

 

аааа Вместе с тем, следует соблюдать историческую справедливость и не лсваливать╗ на одного Берию то, что творилось, в частности, в России, многими и,а в большинстве своем вовсе не выходцами с Кавказа. Не будь Сталина и Берии, история коммунизма вряд ли обошлась бы без террора. Пожалуй, даже ставить так вопрос неправомерно. Как известно, террор начался до прихода Сталина к власти и был инициирован Лениным и его соратниками, среди которых Сталин в то время не играл почти никакой роли. Многие особенности этого террора проявились еще при жизни Ленина. Сталин в этом отношении был лишь лвеликим╗ продолжателем лдела╗ Ленина. Берия же лпришел╗ в Россию в 1938 году; 1937 год и все ужасные предыдущие 20 лет были окровавлены другими палачами: Дзержинским, Менжинским, Ягодой, Ежовым и др. и тысячами их подручных, действовавшими одинаково и при Ленине, и при Сталине. О закономерности террора во всякой коммунистической революции свидетельствует опыт, опять-таки, лВеликой╗, но французской революции. Параллели здесь так велики, что иначе, как о закономерности говорить не приходится.

аааа Сталин и Берия внесли только некоторое своеобразие в ход развития коммунизма, но не определяли его закономерности. Подобным же образом развивались события во многих других странах, лвступивших на путь построения коммунизма╗: в Китае, в Камбодже и др.. Эти закономерности диктовались психологическими инстинктами человечества, а случайные обстоятельства позволяли им проявиться во всей полноте. Поэтому ставить вопрос о чьей-то виновности по национальному признаку не только неисторично, неправомерно, но и безнравственно. История может и должна ответить на вопрос лпочему?╗, но к ней никакого отношения не имеет вопрос лкто виноват?╗. Не будь картвела Сталина, был бы, скажем, русский Бухарин, или еврей Троцкий, или поляк Дзержинский; погибло бы меньше народа, не 30 млн., а 10, но несомненно погибло бы. Дантон, Марат и Робеспьер были французами, образованными людьми, представителями утонченного цивилизованного народа, но от их рук без суда и следствия погибло огромное число людей. И так же, как многочисленные историки (см., например, труд Кропоткина) пытались ответить на вопрос почему и как это случилось во времена Великой французской революции, также и мы должны проанализировать историю нашего времени, чтобы ответить на все лкак╗ и лпочему╗.

ааааа К сожалению, приходится констатировать, что поклонение Сталину иа силовым методам его правленияа имелиа хождение и в среде греков, несмотря на все беды, которые они претерпели во время его правления. И, пожалуй, странно было бы, если бы это было иначе, ибоа варваризация происходит не только внешне, но и затрагивает менталитет людей, подвергшихся ей.

 

(Далее)

Home page

 

Hosted by uCoz